29 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что выращивали в древнем китае

Сельское хозяйство в Древнем Китае

В эпоху Шан-Инь развитое мотыжное земледелие являлось основой производства, хотя важную роль играло и скотоводство. Выращивались чумиза, возможно рис, а также различные овощные и плодовые культуры.

Основным и ведущим видом хозяйства в эту эпоху было земледелие. Среди зерновых злаков большое распространение имело просо, которое является главным хлебным растением Северного Китая. Просо, требующее мало влаги, широко культивировалось древними китайцами. Вслед за просом, которое было известно в двух видах, появляются ячмень, пшеница, сорго и даже рис, возможно, принесённый с юга. На развитие земледелия указывает появление целого ряда гиероглифов, служивших для обозначения слов, связанных с земледельческим хозяйством, например, «поле», «пашня», «колодец», «граница», «земледелие», «пшеница», «просо», «посевы» и т. д. В гадательных надписях часто встречаются вопросы относительно урожая. Эти вопросы, обычно задававшиеся весной, облечены в следующую форму: «Соберу ли я урожай проса?». Иногда в надписях упоминается о приготовлении пива.

Несмотря на значительное распространение и развитие земледелия, земледельческая техника была крайне низкой. Орудия земледелия были чрезвычайно примитивны. Для выкапывания земли пользовались мотыгой, а для вспахивания — самым первобытным плугом, который Маркс называл плугом «старокитайской конструкции». Аналогичный тип плуга мы видели у других древневосточных народов, которые стояли на той же ступени общественного развития. Пережитки этой крайне примитивной земледельческой техники Бичурин наблюдал в Китае ещё в XIX в. Искусственных удобрений в период Шан-Инь ещё не применяли. Особенно широко была распространена подсечная система земледелия. Леса и кустарники, покрывавшие многие области в бассейне реки Хуанхэ, постепенно сводились. В легендах и более поздних поэтических сказаниях описывается, как древние «герои земледелия» вспахивали эти обширные земли, которые им впервые приходилось подымать, как они учили людей пахать землю и делать плуги и как они принесли людям в дар хлебное зерно.

Урожай в значительной степени зависел от количества влаги. В гадательных надписях Иньской эпохи часто встречается вопрос: «Будет ли дождь достаточным для урожая?». Очевидно, система искусственного орошения была ещё очень мало развита, и земледельцы все свои надежды возлагали главным образом на дожди. Однако уже в Иньскую эпоху начинают прибегать к искусственному орошению, главным образом на рисовых полях. Так, в книге «Ши-цзин» упоминается пруд, из которого берётся вода для орошения рисового поля. К глубокой древности восходит гиероглиф, обозначающий слово «поле» и изображавшийся в виде участка земли, разделённого на четыре части оросительными каналами. В надписях гадательных костей встречается гиероглиф, состоящий из знаков поля и бегущей воды и, очевидно, обозначающий слово «орошение». В легендах сохранилось воспоминание об одном чиновнике, который заботился об орошении полей и поэтому считался благодетелем народа. Имеются все основания предполагать, что уже в Иньскую эпоху в Китае были известны некоторые технические растения и начало распространяться шелководство. На распределение земледельческих работ в течение года указывает следующее расписание, сохранившееся в книге «Ли-цзи» и восходящее к глубокой древности:

«Начало весны. Осмотр чиновниками гор, горных склонов и равнин, чтобы определить пригодность почвы.

Середина весны. Земледельцы заняты вспахиванием и редко остаются дома.

Начало лета. Земледельцы снимают урожай пшеницы.

Середина лета. Земледельцы снимают урожай проса.

Конец лета. Вода в изобилии, почва сырая и погода влажная и жаркая, часто идут сильные дожди. Лучший способ уничтожить сорняки — выжигать землю и открывать её для дождя. Это повышает плодородие земли и обогащает почву.

Начало осени. Земледельцы собирают урожай риса.

Середина осени. Это время созревания конопли. В это время население заставляют сеять пшеницу и не запаздывать к сроку.

Конец зимы. Земледельцам приказывают. починить их плуги и прочие земледельческие орудия».

В результате длительных войн с кочевниками государство Шан-Инь ослабевает и на его территории в XII в. до н. э. образовывается государство Чжоу, просуществовавшее до VIII в. до н. э. По уровню экономического развития оно было более отсталым, нежели Шан-Инь. В земледелии возделывалось большое количество сельскохозяйственных культур: просо, пшеница, ячмень, бобовые, конопля, тыква, редька, лук, огурцы. Постепенно рис вытеснил все остальные культуры. Земледелие существенно изменилось, начали применяться удобрения. Однако несмотря на создание совершеннейшей ирригационной сети сельскохозяйственные орудия были каменными и деревянными, а тягловой силой — крестьяне.

Источники того времени позволяют восстановить хозяйственный и общественный строй Китая в период существования государства Чжоу. Сельское хозяйство сохранило своё ведущее значение во всей экономике страны. Наибольшее значение в эту эпоху имело земледелие, которое было широко распространено во всей стране, главным образом в плодородных речных равнинах. В позднейших легендах обоготворённые предки династии Чжоу называются «героями земледелия». Так, родоначальником династии считался «князь проса» — Хоу-цзи

Плодородная лёссовая почва Северного Китая давала возможность населению собирать богатые урожаи и способствовала значительному развитию земледельческого хозяйства. В это время агротехника получает своё дальнейшее развитие. Появляется система смены полей. Каждый участок делился на три части, причём ежегодно обрабатывались две части, а третья оставалась под паром и отдыхала. «И в три года совершался полный круг; таким образом, каждая доля два года подряд обрабатывалась и только к третьему году менялась». Все три части земли получили даже особые названия. Так, поле, обрабатываемое впервые, стали называть «новь», поле, обрабатываемое второй раз, называли «новое поле», а то, которое вспахивали третий раз, стали называть «трёхгодовалое поле». На дальнейшее развитие агротехники указывает применение удобрений и появление системы озимых и яровых посевов. Затем, на более интенсивные формы использования земли указывает развитие садоводства, плодоводства, огородничества, разведение фруктовых деревьев, культура тутового дерева и конопли. Государственная власть принимала ряд мер для развития земледельческого хозяйства, окружая ореолом святости труд земледельца. Именно поэтому установлена была торжественная религиозная церемония открытия сельскохозяйственных работ, когда сам царь, идя за плугом, проводил первую борозду, а после жатвы первый пробовал хлеб нового урожая, В одной из древних книг описывается обычай, согласно которому в гробницу умершего аристократа следовало класть мотыгу земледельца рядом с луком и стрелами воина.

В одной из песен «Шицзина» видно, что чжоусцы знали большое количество культур:

В шестую луну отведать мы рады Багряные сливы и гроздь винограда.

В седьмую отведать бобы на пару,

В восьмую луну я жужубы сберу.

Мы рис собираем десятой луной —

К весне приготовим хмельное вино.

Седьмая луна — стала тыква вкусна В восьмую горлянки срезает жена,

Девятой луною кунжутные зерна И горькие травы собрала она.

Десятой луной урожай собираем:

Здесь просо, пшеница, бобы, конопля.9

Рис, вначале малоизвестный, примерно с периода Чуньцю стал одной из важнейших культур.

Примерно к этому же времени относится появление плуга, в связи о чем в земледелии впервые начинает использоваться тягловый скот. Широкое распространение получает ирригация, позволившая значительно расширить площадь возделываемой земли.

Применение железа для изготовления земледельческих орудий, начавшееся, вероятно, в период Восточного Чжоу, произвело революцию в сельском хозяйстве, вызвав его быстрый подъем.

В аграрных отношениях существовала система «цзинтянь»: пахотная земля общины делилась на 9 полей, восемь из которых являлись семейными наделами, а девятое — общинное, урожай с которого шел государству, т. е. был налогом (пахотное поле обрабатывалось всеми общинниками). В VI-V вв. до н. э. система «цзинтянь» разрушается в связи с развитием частнособственнического земледелия, и теперь крестьяне платят налог со всей земельной площади.

В VIII в. до н. э. государство Чжоу распалось на ряд небольших рабовладельческих образований, постоянно находившихся в состоянии междоусобных войн. Период распада единого государства древнего Китая датируется VIII-III вв. до н. э.

В III в. до н. э. в Китае вновь образовалось централизованное государство во главе с династией Цинь. Целью объединений разрозненных государственных образований была необходимость укрепления сил для борьбы с соседними кочевыми племенами и захвата новых рабов. В III в. до н. э. с целью защиты страны от вторжения кочевников развернулось строительство Великой Китайской стены.

При династии Хань, во II—I вв. до н. э.,«плужное земледелие и пахота с помощью крупного рогатого скота получили наибольшее распространение в самых развитых в хозяйственном отношении областях, расположенных на территории современных провинций Шэньси и Сычуань, северной части Хэнани, южной части Хэбэя и Шаньдуна, а также в Ганьсу.

Известный подъем сельского хозяйства вызвало расширение ирригационной сети. В III—IV вв. достаточно широко распространились соха- сеялка лоучэ («вавилонская соха») и тяжелый плуг, но общий уровень земледельческой техники оставался низким. В Северном Китае стала распространяться грядковая система обработки полей. Появился ряд трактатов по различным вопросам сельского хозяйства.

Широко осуществлялось строительство общественных амбаров для запасов зерна на случай бедствий и голода.

Древний Китай кратко и самое главное в фактах, династии Китая и культура

Древний Китай это самая древняя культура, которая практически не поменяв уклада жизни до наших дней. Мудрые Китайские правители смогли провести великую империю сквозь тысячелетия. Давайте кратко рассмотрим все по порядку.

Появление древнего Китая

Древнии люди, вероятно, достигли Восточной Азии в период между 30 000 и 50 000 лет назад. В настоящее время куски глиняной посуды, керамики были обнаружены в китайской пещере охотника-собирателя, примерный возраст пещеры составляет 18 тысяч лет, это самая старая керамика, когда-либо найденная.

Историки считают, что сельское хозяйство появилось в Китае около 7 000 лет до нашей эры. Первым урожаем было зерно, называемое просом. Рис начали выращивать тоже примерно в это время и, возможно, рис появился чуть раньше, чем просо. Так как сельское хозяйство стало давать больше пищи, стало увеличиваться население, также это позволило людям делать другие работы, отличные от постоянного поиска пищи.

Большинство историков согласны с тем, что китайская цивилизация сформировалась примерно в 2000 году до нашей эры вокруг Желтой реки. Китай стал домом для одной из четырех ранних цивилизаций. Китай отличается от других цивилизаций, культура, которая развивалась, осталась и по сей день, конечно на протяжении тысячелетий произошли изменения, но суть культуры осталась.

Другие три цивилизации исчезли или были полностью поглощены и ассимилированы новыми людьми. По этой причине люди говорят, что Китай — старейшая цивилизация в мире. В Китае семьи, которые контролировали землю, стали лидерами семейных правительств, называемых династиями.

Династии Китая

История Китая с древних времен до позапрошлого века делилась на разные династии.

Династия Ся

Династия Ся (2000 г. до н.э.-1600 до н.э.) была первой династией в истории Китая. Ее период длился около 500 лет и включал царство 17 императоров — император тоже самое что и король. Люди Ся были фермерами, обладали бронзовым оружием и глиняной посудой.

Шелк является одним из самых важных продуктов, которые когда-либо создавал Китай. Большинство историков согласны с тем, что династия Ся производила шелковую одежду, при этом шелковое производство, возможно, началось намного раньше.

Шелк производится путем добычи из коконов шелковых насекомых. Каждый кокон дает одну шелковую нить.

Не все историки согласны с тем, что Ся была настоящей династией. Некоторые считают, что история Ся всего лишь мифическая история, потому что некоторые моменты не соответствуют археологическим открытиям.

Династия Шан

Династия Шан (1600 г. до н.э.-1046 г. до н.э.) первоначально была кланом, живущим вдоль Желтой реки во время династии Ся. Клан — это группа очень близких семей, которые часто рассматриваются как одна большая семья. Шан завоевали землю Ся и получили контроль над китайской цивилизацией. Династия Шан длилась более 600 лет и ее возглавляли 30 разных императоров.

Шан были самой старой китайской цивилизацией, оставившей после себя письменные записи, которые были нанесены на панцири черепах, костях крупного рогатого скота или других костях.

Кости часто использовались для определения того, чего хотят боги или природа. Если императору нужно было знать будущее, допустим какой «у короля будет сын» или «начинать ли войну», помощники вырезали на костях вопросы, затем нагревали их до трещин. Линии трещин рассказывали желания богов.

Во времена династии Шан, люди поклонялись многим богам, наверно как греки в древности богам Греции. Также поклонение предкам было очень важно, поскольку они полагали, что их члены семьи становятся богоподобными после смерти.

Важно понимать, что другие меньшие китайские семьи тоже существовали в разных частях Китая в то же время, что и Шан, но Шан, по-видимому, был самыми передовыми, так как оставили после себя много письменности. В конце концов Шан были побеждены кланом Чжоу.

Династия Чжоу

Династия Чжоу (1046 г. до н.э.-256 до н. э.) существовала дольше, чем любая другая династия в истории Китая. Из-за раскола в династии со временем Чжоу разделилась на части, называемые Западный Чжоу и Восточный Чжоу, .

Чжоу сражались с вторгшимися армиями с севера (монголами), они строили большие курганы из грязи и камня в качестве барьеров, которые замедляли врага — это был прообраз Великой стены. Арбалет был еще одним изобретением этого времени — он был чрезвычайно эффективен.

Во время Чжоу начался железный век Китая. Оружие с железным наконечником было намного сильнее, а железный плуг помог увеличить производство продуктов питания.

Все сельскохозяйственные земли принадлежали дворянам (богатым). Дворяне позволяли крестьянам обрабатывать землю, подобно феодальной системе, которая развивалась в Европе в средние века.

Появление философии Китая

Во времена династии Чжоу развились две важнейшие китайские философии: даосизм и конфуцианство. Великий китайский философ Конфуций разработал образ жизни, называемый конфуцианством. Конфуцианство говорит, что всех людей можно обучать и совершенствовать, если найти подход.

Основные постулаты: люди должны сосредоточиться на том, чтобы помогать другим; семья самая важная ценность; старейшины общества самые почитаемые. Конфуцианство и по-прежнему важно сегодня, но оно не получило широкого распространения в Китае до периода династии Хана.

Основателем даосизма был Лаози. Даосизм — это все, что следует за «Дао», что означает «путь». Дао является движущей силой всех вещей во Вселенной. Символ Инь Янь обычно ассоциируется с даосизмом. Даосы считают, что вы должны жить в гармонии с природой, быть смиренными, жить просто без лишних вещей и сострадать всему.

Эти философии отличаются от религий, потому что у них нет богов, хотя идея предков и природы часто рассматривается как боги. Сила императора также была связана с религиозными убеждениями. Чжоу говорил о Мандате Небес как о законе, который позволял китайским императорам править, — он сказал, что правитель был благословлен Небесами, чтобы управлять народом. Если он потерял благословение небес, его следует удалить.

Вещи, которые доказали, что правящая семья потеряла мандат Небес, были стихийными бедствиями и мятежами.

К 475 г. до н.э. провинции королевства Чжоу были более мощными, чем центральное правительство Чжоу. Провинции восстали и сражались друг с другом на протяжении 200 лет. Этот период называется периодом Воюющих царств. В конце концов, одна семья (Цинь) объединила всех остальных в одну империю. Именно в этот период появляется понятие Имперский Китай.

Династия Цинь

С 221 до н. э. До 206 г. до н. э. династия Цинь получила контроль над цивилизованным Китаем. Правление Цинь длилось недолго, но оказало важное влияние на будущее Китая. Цинь расширили свою территорию и создали первую империю Китая. Жестокий лидер Цинь Ши Хуан объявил себя первым истинным императором Китая. Эта династия создала стандарт валюты (деньги), стандарт размера колесной оси (чтобы сделать дороги все одного размера) и единые законы, применяемые во всей империи.

Цинь также стандартизировал различные системы написания в одну систему, которую сегодня используют в Китае. Цинь Ши Хуан навязывал философию «Легализма», которая фокусируется на людях, которые следуют законам и получают инструкции от правительства.

Монгольские нашествия с севера были постоянной проблемой в Китае. Правительство Цинь приказало, чтобы стены, построенные ранее, были объединены. Это считается началом создания Великой китайской стены. Каждая династия строила новую стену или улучшила стену предыдущей династии. Большая часть стен периода Цинь в наши дни разрушено или были заменены. Стена, которая существует сегодня, была построена более поздней династией под названием Мин.

Для императора была сделана удивительная гробница, больше, чем футбольное поле. Она по-прежнему запечатана, но легенда гласит, что внутри нее есть реки ртути. За пределами гробницы находится армия из глины в натуральную величину, обнаруженная в 1974 году.

В терракотовой армии более 8 000 уникальных солдат, более 600 лошадей, 130 колесниц, а также акробаты и музыканты — это все сделано из глины.

Хотя династия Цинь правила недолго, ее стандартизация китайской жизни оставила глубокое влияние на более поздние династии в Китае. Именно из периода этой династии мы получили название «Китай». Первый император этой династии умер в 210 г. до н. э. ему на смену пришел слабый и маленький сын. В результате чего началось восстание, и член армии Цинь взял под свой контроль Империю, которая начала новую династию.

Династия Хань

Династия Хань началась в 206 году до нашей эры и продержалась 400 лет до 220 года н.э. и считается одним из величайших периодов за всю историю Китая. Как и династии Чжоу, династия Хань делится на Западный Хань и Восточный Хань. Ханьская культура сегодня определяет китайскую культуру. Фактически, большинство китайских граждан сегодня заявляют о «хань» как об этническом происхождении. Правительство сделало конфуцианство официальной системой империи.

За это время империя сильно выросла, завоевав землю в современной Корее, Монголии, Вьетнаме и даже в Центральной Азии. Империя настолько выросла, что императору потребовалось более крупное правительство, чтобы управлять ею. В это время было изобретено много вещей, включая бумагу, сталь, компас и фарфор.

Фарфор — очень жесткий тип керамики. Фарфор изготовлен из специальной глины, которая нагревается до тех пор, пока она не расплавится и не превратиться почти в стекло. Фарфоровые блюда, чашки и чаши часто называют «Китайскими», потому что нескольких сотен лет назад весь фарфор был произведен в Китае.

Династия Хань также была известна своей военной мощью. Империя расширилась на запад до края пустыни Такла-Макан, что позволило правительству охранять торговые потоки в Центральной Азии.

Пути трассы караванов часто называют «Шелковый путь», потому что этот маршрут использовался для экспорта китайского шелка. Династия Хань также расширила и укрепила Великую китайскую стену, чтобы защитить Шелковый путь. Другим важным продуктом Шелкового пути была религия буддизма, которая дошла до Китая в этот период.

Китайские династии будут продолжать править Китаем до Средневековья. Китай сохранил свою уникальность, потому что испокон веков они чтят свою культуру.

§ 17. Древний Китай

§ 17. Древний Китай

Природные условия Древнего Китая

На юго-востоке Азии, отгородившись от мира высокими горами, раскинулась Великая Китайская равнина. В древности ее покрывали густые леса. По необъятным просторам Китайской равнины протекают две величайшие реки Азии – Янцзы и Хуанхэ. Почвы вдоль берегов этих рек такие мягкие, что их можно обрабатывать даже самыми простыми орудиями труда, изготовленными из дерева или кости. Поэтому земледелие распространилось здесь уже в древности.

Наиболее плодородны земли в долине Хуанхэ, где и были найдены древнейшие поселения китайских земледельцев. Но река эта в сезон дождей часто выходит из берегов и затопляет все вокруг. К тому же случается, что из-за мягкости прибрежных почв она при разливе размывает свои берега и меняет русло. При этом река смывала поселения людей и посевы. Не случайно в Древнем Китае Хуанхэ называли «Блуждающей рекой», «Рекой тысячи бедствий».

Хозяйство жителей Китая

Основным занятием населения Древнего Китая было земледелие. Первоначально землю обрабатывали мотыгой, но со временем на смену ей пришел плуг. Выращивали пшеницу, просо, ячмень, но самой распространенной культурой был рис. Для китайцев он до сих пор является важнейшим продуктом питания. Выращивали китайцы и еще одно растение, неизвестное в древности больше нигде, – чай. В Китае было также развито садоводство и огородничество, разведение лошадей, коров, свиней.

Древнекитайский макет дома

Еще одним важнейшим занятием населения было изготовление шелка – полупрозрачной красивой ткани. Ее получали, вытягивая тончайшие нити из коконов шелкопрядов (шелковичных гусениц). Шелк высоко ценился не только в Китае, но и далеко за его пределами. Способ его изготовления держался в строгом секрете. Владение этим секретом приносило китайцам огромные прибыли, и постепенно шелк стал важнейшим товаром, вывозившимся из страны. Дорога, связывавшая Китай со странами Передней Азии и Европы, получила название «Великий шелковый путь».

В VII–VI веках до н. э. в Китае научились обрабатывать железо. Это способствовало подъему хозяйства. Имея железные топоры, люди очистили долины Хуанхэ и Янцзы от густых лесов и распахали их. Появление плуга с железным лемехом дало возможность обрабатывать твердые степные почвы, лежавшие за пределами речных долин.

Первые государства в Китае возникли в начале II тысячелетия до н. э. В середине I тысячелетия до н. э. здесь насчитывалось уже около десятка государств. Их правители воевали между собой, стараясь расширить свои владения. В конце концов правители государства Цинь сумели создать сильное войско и подчинить себе противников. Многолетние войны завершились объединением страны под властью циньского правителя. В 221 году до н. э. он провозгласил свое государство Циньской империей и принял имя Цинь Шихуанди, что означает «первый император Цинь».

Женщина. Древнекитайская скульптура

Цинь Шихуанди ввел суровые законы. Население империи правитель обложил большими податями. Чтобы избежать мятежей, он приказал переселить знатных людей из завоеванных им государств в свою столицу, где за ними был установлен неусыпный надзор. Цинь Шихуанди разделил огромную империю на области. Во главе каждой он поставил наместников – чиновников высокого ранга. Они собирали налоги, следили за порядком, осуществляли суд. Различные области империи были соединены дорогами. Заботился Цинь Шихуанди и о сооружении оросительных каналов и дамб. Он ввел единые для всей империи меры веса и длины, единые деньги. Это облегчило занятие торговлей и способствовало ее расцвету.

Воин императора Цинь Шихуанди. Древнекитайская скульптура

Чтобы увековечить свое имя, Цинь Шихуанди потратил огромные средства на украшение столицы государства. Император приказал также разбить рядом со столицей огромный заповедный парк со множеством диких зверей. В этом парке для него было возведено 37 роскошных дворцов. Цинь Шихуанди опасался покушений и потому приказал соединить дворцы подземными ходами, чтобы никто не знал, где он находится.

Борьба с северными кочевниками

Цинь Шихуанди пришлось вести ожесточенную борьбу с гуннами (хунну), обитавшими к северу от границ Китая. Это были воинственные кочевые племена, грабившие китайские города, уводившие в рабство людей. Император собрал огромное войско и разбил отряды кочевников. Ему удалось отодвинуть границы империи дальше к северу.

Чтобы обезопасить новые рубежи, Цинь Шихуанди приказал построить мощные оборонительные сооружения. За 10 лет руками почти двух миллионов человек была возведена Великая Китайская стена – колоссальное сооружение из земли, кирпича и гранитных глыб. Высота ее достигала 10 метров, а ширина такова, что сверху по ней могла проехать колесница, запряженная четверкой лошадей. Длина стены составляла почти 4 тысячи километров, и на всем ее протяжении, через каждую сотню метров, стояли мощные сторожевые башни. Но у императора не хватало войск для обороны страны, и северные кочевники продолжали свои грабительские набеги.

Вторжение гуннов и строительство Великой стены подорвали силы государства. Казна империи была истощена, при строительстве погибли десятки тысяч людей. В стране зрело недовольство. Когда в 210 году до н. э. Цинь Шихуанди скончался, в стране начались волнения. Империя Цинь пережила своего основателя лишь на год и рухнула после народного восстания. Повстанцы отменили все законы Цинь и освободили десятки тысяч государственных рабов.

В одной из областей империи – Хань – во главе отряда восставших стоял простой деревенский староста Лю Бан. После победы он стал правителем этой области. Постепенно Лю Бан подчинил себе весь Китай. Так возникло новое государство – империя Хань, просуществовавшая до IV века н. э.

Великая Китайская стена

С древнейших времен жители Китая занимались земледелием в долинах рек Хуанхэ и Янцзы. В начале II тысячелетия до н. э. на территории этой страны появилось первое государство. В 221 году до н. э. возникла Циньская империя, а после ее падения – империя Хань.

221 год до н. э. Объединение Китая под властью Цинь Шихуанди и образование Циньской империи.

Вопросы и задания

1. Расскажите о географическом положении и природных условиях Древнего Китая.

2. Каковы были занятия населения Китая?

3. Кто и когда создал в Китае единое государство, как оно называлось?

4. Когда и для чего была возведена Великая Китайская стена? Как вы думаете, было ли возможно соорудить ее ранее? Обоснуйте свой ответ.

5. Когда возникла империя Хань и кто был ее основателем?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Альтернативный взгляд

Статей за 48 часов: 104

  • Главная
  • Альтернативные новости
  • Загадки цивилизаций
  • Цивилизация древнего Китая

Очевидец: Если Вы стали очевидцем НЛО, с Вами произошёл мистический случай или Вы видели что-то необычное, то расскажите нам свою историю.
Автор / исследователь: У Вас есть интересные статьи, мысли, исследования? Публикуйте их у нас.
. Ждём Ваши материалы на e-mail: info@salik.biz или через форму обратной связи, а также Вы можете зарегистрироваться на сайте и размещать материалы на форуме или публиковать статьи сами (Как разместить статью).

Цивилизация древнего Китая

Весь Китай разделен на две большие части: западную, покрытую высочайшими горами мира — Гималаями, Куньлунем и Тянь-Шанем, и восточную, где основная часть территории — низменности и приморские районы. Практически все реки Китая текут на восток и образуют прекрасный мягкий климат, который пригоден для земледелия. Осень в Китае — теплая и сухая, а летом дуют муссоны с океана, принося огромное количество осадков. Почва была здесь наносной и содержала речной ил.

Зарождение китайской цивилизации

Зарождение китайской цивилизации произошло в нижней долине Желтой реки (Хуанхэ), которая несколько тысячелетий назад протекала значительно южней — на 450 км, чем сейчас. Длина Хуанхэ — 4000 км и вся ее долина стала местом развития цивилизации. Она несколько раз изменяла свое русло, стирая города и племена с лица земли. В китайской литературе встречается поэтическое название Хуанхэ — «Река, надрывающая сердце».

Современное англоязычное название Китая — China, — вероятней всего, происходит от императорской династии Цинь (Qin, произносится «чин»). При правлении именно этой династии страна стала единой. «Объединителем» был император Цинь Шихуанди (259–210 до н. э.), нерушимый императорский период продлился вплоть до 1912 г.

Природные особенности

В Китае — огромнейшее количество ископаемых и довольно разнообразная флора и фауна. В древние времена почти вся территория была покрыта лесами. Это было основным отличием Китая от Месопотамии и Египта и, может быть, послужило причиной того, что древние китайцы начали заселение реки не с устья, как обычно, а с середины.

Но условия для земледелия там были тяжелыми. Дело в том, что в Китае значительны сезонные колебания климата, и зимой редко, но выпадал снег. Летом же регион страдал от сильной жары. Лес тоже стал достаточно неожиданной проблемой — бурные наводнения вырывали деревья, которые оседали на дно и с течением времени повышали его уровень — именно потому Хуанхэ так часто меняла свое русло и именно потому разливы были так катастрофичны. И конечно, для регулировки такого рода разливов требовались очень серьезные усилия всех племен хань — китайцев. Как и везде, ирригационные работы потребовали объединения племен, развития орудий труда и создания государства.

К тому же в Китае весьма оригинально решили проблему с одеждой. Как правило люди выращивали растения, из которых производили волокно. В Китае же с древних времен выводили гусениц тутового шелкопряда. Для этого выращивается тутовое дерево, чьими листьями кормят гусениц, куколку потом убивали паром, кокон увлажняли солью и сушили. После чего просто разматывали на деревянную раму.

Как известно, шелк и чай стали основными продуктами экспорта в более позднем Китае — уже к X столетию до н. э. за китайский шелк дрались все европейские страны. Вы думаете, это было просто? Великий шелковый путь связал воедино весь континент и позволил начать обмен культурами и знаниями. Но его еще следовало проложить. И позже обеспечить стоянками, проводниками…

Самая древняя цивилизация в мире?

Китай зачастую называют одной из самых древних цивилизаций в мире. Некоторые исторические достопримечательности, созданные на заре китайской цивилизации, ученые датируют 6000 годом до н. э.

Великий шелковый путь

Считается, что китайская история насчитывает 7 тысячелетий, т. е. зародилась в V-м тысячелетии до н. э. Треть ее занимает эпоха древнекитайской цивилизации, начало которой теряется в III–II тысячелетии до н. э., а конец приходится на крушение империи Хань (220 г. н. э.). Китай оказался в изоляции, и его культура оказалась весьма своеобразной.

Даже жесткая необходимость проложить торговый путь за шелком не смогла найти короткого пути в Китай, и путешественники огибали его с севера, проходя через одну из самых опасных пустынь на планете — Гоби. Морской путь был открыт, и древние хроники много говорят о великом китайском флоте, но, тем не менее, даже с Индом связь древнего Китая не найдена.

Так же, как и в остальных местах мира, Китай проходит путь от кости и камня к меди и бронзе, и случается это несколько позднее, чем в Месопотамии.

В Китае также была прекрасная глина — каолин. Вдобавок к хорошим технологическим свойствам она еще была белого цвета и, после изобретения гончарного круга, керамика получила широчайшее распространение. В XX столетии в Яншао (город в провинции Хэнань, уезда Мяньчи) была обнаружена расписная керамика, которую датировали V–IV тысячелетиями до н э.

Интересно, что в Китае образовалась существенно другое мировоззрение и религия, нежели в Египте, Месопотамии или даже Индии. Во-первых, жрецы не приобрели подавляющего влияния на общество, во-вторых, в жизненных ситуациях доминировало рациональное рассмотрение (может быть, из-за этого китайская медицина получила столь существенное развитие еще в III тысячелетии до н. э.?) В-третьих, этика всегда имела приоритет над всеми сторонами жизни, в том числе над жрецами. Китайцы не пытались изменить природу под себя, как это сделали западные коллеги, а провозгласили необходимость жить с ней в согласии.

Китайские воздушные змеи («бумажные птицы», «Эолова арфа») были изобретены около 3000 лет назад. Изначально их использовали не в развлекательных целях, а военных. Змеи запускали в воздух для устрашения врага в бою. Марко Поло (1254–1324) в своих дневниках отмечал, что при помощи воздушных змеев моряки прогнозировали успешность рейса.

Кстати, уже к 500-м годам до н. э. Китай разрабатывал подземные жилы. Они добывали уголь из шахт глубиной до 50 м(!), природный газ, соль. Газ можно было жечь, и первые газопроводы делались из бамбука на расстояние «дня пути» от источника.

И конечно, такая упорядоченность требовала многого. К примеру, дорог, чья протяженность к III столетию до н. э. достигла 6.5 000 км. Ирригационные каналы, как и в Месопотамии, давно уже использовались не только для защиты от наводнений и орошения полей, но и как транспортные магистрали. В V веке до н. э. реки Хуанхэ и Янцзы соединили каналом длиной больше 400 км. Еще спустя два столетия через горную цепь был прорыт 200-километровый канал, который соединил север и юг страны. Еще спустя 200 лет началось строительство «Великого Канала» длиной в 2000 км. Кстати, ширина достигала 30 метров, а глубина — 9 метров, не говоря уже о Великой китайской стене…

Разумеется, все это не могло функционировать без своей письменности.

История и письменность

В отличие от Индии, Китай очень беспокоился о своей истории и стал ее записывать еще на гадальных костях и панцирях черепах в глубокой древности — еще в доиньский период, в XIV–XI вв. до н. э. Позже в качестве «бумаги» пошли бамбуковые планки (и именно тогда появился обычай писать сверху вниз) и шелк, а потом уже и рисовая бумага. Китай оставил после себя множество письменных источников, дающих возможность восстанавливать не только историю самого Китая, но и соседних стран. Империя Чжоу заимствовала письменность и продолжила ее. К XI столетию на бронзовых сосудах стали писать стихи.

Первый китайский университет был создан на 1200 лет раньше европейского — во II веке до н. э. в г. Лоян. Училось там вначале 50 человек, а спустя 100 лет — уже 3000 человек.

Последнее, пожалуй, о чем надо сказать, — это почему нельзя доверять китайским историкам. Ну, во-первых, в какой-то момент китайские династии менялись настолько быстро, что время правления некоторых императоров исчислялось месяцами, и каждый из них пытался быстро оставить свой след и свою интерпретацию истории. А, во-вторых, император Цинь Шихуанди, который в 221 году до н. э. объединил Китай. Он также очень беспокоился об истории своего государства и потому объявил, что право на существование имеют только книги по истории династии Цинь, а также по медицине, сельскому хозяйству и гаданию. А остальные следует сжечь.

В результате история Китая была переписана в угоду Шихуанди, а о том, что было в оригиналах, остается лишь гадать на тех самых оставшихся книгах. При этом была изменена датировка событий на более древнюю, что породило значительную путаницу в исследованиях. Конечно, какие-то книги остались несожженными, но их было мало. А запрет на создание библиотек и требование на сожжение держался более 50-ти лет. И позже, во времена уже следующей — Ханьской династии, — императоры все еще запрещали создание библиотек. А потом передумали и отменили запрет. И еще через несколько десятков лет император У-ди ввел систему государственных экзаменов на замещение должностей административных чиновников и учредил государственную библиотеку. По всей стране ездили люди и собирали уцелевшие книги. В 26 году до н. э. император Чен-ди издал указ о розыске ранее спрятанных книг, и был составлен первый каталог книг Китая и один из первых каталогов в мире. Но было уже поздно…

Доисторический период

Археологические находки показывают, что древние люди вида Homo erectus заселили территорию древнего Китая между 2,24 млн — 250 тысяч лет назад. В местности Чжоукоудянь вблизи Пекина были обнаружены останки так называемого синантропа, датирующиеся 550—300 тысяч лет назад. Синантропы умели изготавливать простые каменные орудия и добывать огонь.

Приблизительно 70 тысяч лет назад новые люди современного вида Homo sapiens заселили Китайскую равнину, тем самым вытеснив синантропов и их потомков. Более ранние остеологические подтверждения существования современных людей на территории Китая (человеческие останки со стоянки Люцзян) датируются 67 тыс. до н. э.

Государственность Китая имеет очень длинную историю. Легенды, возникновение которых историки относят к третьему тысячелетию до н. э. донесли до нас имена первых 3-х властителей и 5-ти китайских императоров.

Согласно современной историографии, первой династией Китая была Ся. Некоторые китайские ученые считают, что доказательством её существования служат раскопки городских поселений и могил вблизи Эрлитоу в провинции Хэнань. Эта археологическая культура датируется периодом от 2070 до 1600 года до н. э. В поселениях обнаружены мастерские для изготовления бронзовых сосудов, керамика, штампы с простейшими иероглифами. Большинство западных ученых отрицает существование этой династии..

Подведем итоги

Человеческих цивилизаций зародилось сразу 4, и произошло это в районе 5–4 тысячелетия до н. э. Зарождались они в плодородных местах рядом с широко разливающимся реками в теплом климате. Что и определило места зарождения. Это Месопотамия, Египет, Индия и Китай. И только потом появилось все остальное. В число безусловных плюсов Евразии вошла ее вытянутость вдоль широты, что дало возможность использовать уже одомашненные культуры и скот во всех похожих климатических областях.

Надо отметить, что есть данные о том, что все 4 цивилизации общались друг с другом. Так, к примеру, отдельные слова Шумера и Египта звучат одинаково, хотя языки у них — разные, и пишутся слова абсолютно по-разному. В том же Шумере были найдены амулеты, раковины и жемчужины, которые, безусловно, принадлежали Индии. Там же находили индийскую слоновую кость.

О связях с Китаем мало известно, но проникновение культур, возделывание и обработку которых знали только в Китае, также говорит само за себя.

Остаются два но! Зарождение цивилизации не означает, что именно в этих местах были первые люди. Известно, что на Аравийском полуострове или — уж тем более! — в Африке люди появились раньше. Наконец, последнее — не следует считать, что развитие цивилизаций определялось только географией и геологией. Это, безусловно, причина, и одна из важнейших, но не единственная.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector