7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Общее устройство плуга

Общее устройство и рабочий процесс

Наиболее распространены навесные плуги общего назначения. Конструктивные элементы плуга подразделяют на рабочие и вспомогательные (служебные). К основным рабочим органам относят корпус 2, предплужники 1 и ножи 7, к вспомогательным – раму, состоящую из пустотелых балок 5, 10, 12, опорное колесо 9 и механизм его регулирования 8, подвеску 11 (рис. 1.2). Все рабочие и вспомогательные органы смонти­рованы на раме плуга, составленной из продольных брусьев (грядилей), поперечных распорок и балки жесткости.

Рис. 1.2. Плуг ПЛН-5-35: 1 – предплужник; 2 – корпус; 3 – угольник; 4 – прицепка для борон; 5 – главная балка; б – кронштейн крепления ножа; 7 – дисковый нож; 8 – винтовой механизм; 9 – опорное колесо; 10 – продольная балка; 11 – замок автосцепки; 12 – поперечная балка; 13 – кронштейн предплужника

Плуги общего назначения рассчитаны на глубину вспашки от 20 до 27, а иногда и 30 см. Лемешные лущильники отличаются от плугов тем, что ими можно обрабатывать почву только на глубину не более 16 см и у них нет предплужников и ножей.

Устройство и подготовка к работе навесных плугов

Плуг ПЛН-5-35 (рис. 1.2) предназначен для вспашки почв на глубину до 30 см. Ширина захвата 1,75 м. Плуг агрегатируют с тракторами Т-150 и Т-150К.

Устройство. Плуг сконструирован из пло­ской рамы, сваренной из пустотелых балок: главной 5, продольной 10 и поперечной 12. К главной балке прива­рены кронштейны 13 для крепления предплужников 1 и угольники 3 для крепления стоек корпусов 2. Опорное колесо 9, вращающееся на двух конических подшипни­ках, предназначено для установки заданной глубины вспашки. Колесо при помощи винтового механизма 8 закреплено на продольной балке. На поперечной балке посредством планок и раскоса установлен замок 11 ав­тосцепки, представляющий собой плоскую сварную рам­ку и предназначенный для навешивания плуга на трак­тор, имеющий автосцепку СА-2. На раме плуга закреп­лена прицепка 4 для присоединения борон и катка.

По заказу потребителя плуг оснащают корпусами с культурной рабочей поверхностью отвалов и обыкновен­ными или наплавленными твердым сплавом лемехами для вспашки старопахотных почв на скоростях до 9 км/ч; скоростными корпусами для работы на скоростях до 12 км/ч; полувинтовыми корпусами; корпусами для без­отвальной обработки почвы; вырезными почвоуглубительными корпусами, корпусами с культурной рабочей по­верхностью отвалов и почвоуглубителями; корпусами с выдвижным долотом и двухслойными самозатачивающимися лемехами.

Настройка плуга. Перед началом работы проверяют комплектность и исправность сборочных единиц плуга, подтягивают гайки его болтовых соеди­нений. При этом выдерживают следующие требования: толщина лезвия лемехов не более 1 мм; зазоры в стыке лемеха с отвалом у предплужника и основного корпуса не более 1 мм; рабочая поверхность лемеха заподлицо с рабочей поверхностью отвала (допускается выступ по­верхности лемеха в пределах 2 мм); головки крепежных болтов корпусов и предплужников заподлицо или утопают не более чем на 1 мм; полевой обрез предплужника совпа­дает с полевым обрезом основного корпуса или выступает в сторону непаханого поля на расстояние до 10 мм; со стороны борозды в месте стыка кромка лемеха длиннее кромки отвала не более чем на 10 мм.

При горизонтальном положении рамы плуга, установ­ленного на ровную площадку, необходимо, чтобы доло­тообразные лемеха касались ее поверхности только нос­ками, а бороздные концы лезвий были подняты над по­верхностью площадки на 10 мм. Носки лемехов и их бо­роздные концы должны находиться на прямых параллель­ных линиях. Это проверяют натягиванием шпагата. От­клонение соответствующих отмеченных точек лемехов от шпагата допускается до 5 мм. Толщина лезвия диска ножа должна составлять не более 0,4 мм, а диск должен свободно вращаться при осевом зазоре не более 2 мм. Ограничитель поворота поводка ножа устанавливают таким образом, чтобы диск при встрече с препятствием мог отклоняться влево и вправо.

Предплужники расстанавливают так, чтобы расстоя­ние по горизонтали (по ходу движения) между носком лемеха основного корпуса и носком лемеха впереди иду­щего предплужника составляло 25…30 см (рис. 1.3). При расстановке лемехов целесообразно использовать угольник с делениями. Положение предплужника по вы­соте фиксируют выступом державки, вставляемым в одно из отверстий его стойки. При глубине вспашки почвы 22, 25, 27 и 30 см стойку закрепляют соответственно на первом, втором, третьем и четвертом отверстиях, считая от верха. Дисковый нож устанавливают впереди пред­плужника, причем диск выносят влево от полевого обреза основного корпуса на 10…15 мм. Центр диска распола­гают над носком лемеха предплужника, а нижнюю точ­ку лезвия диска – на 20…30 мм ниже носка предплуж­ника.

Для вспашки тяжелых почв плуг переоборудуют в четырехкорпусный. Для этого снимают пятый корпус с предплужником, а корпус с удлиненной полевой доской устанавливают задним (четвертым). Дисковый нож за­крепляют с правой (внутренней) стороны, опорное ко­лесо – с внутренней стороны продольной балки.

Для работы с плугом ПЛН-5-35 навесное устройство тракторов устанавливают по двухточечной схеме. При подготовке плуга к работе с трактором Т-150К расстоя­ние от левого конца поперечного бруса до левой пласти­ны замка устанавливают равным 75 мм, а с трактором Т-150 – 215 мм. В тракторе Т-150 навесное устройство смещают вправо от продольной оси на 60 мм, в тракторе Т-150К – на 150 мм. На навесное устройство трактора навешивают автоматическую сцепку СА-2. Для этого в отверстия нижних тяг вставляют ее наружные пальцы и верхнюю тягу соединяют с верхним кронштейном авто­сцепки. Вынимают болт, соединяющий рычаг штока гидроцилиндра с подъемным рычагом, и снимают со што­ка цилиндра передвижной упор.

Трактор задним ходом подводят к плугу. Плоскости замка и треугольника должны совпасть. При помощи гид­росистемы трактора треугольник устанавливают таким об­разом, чтобы ее стороны находились ниже сторон замка. После этого навесное устройство трактора поднимают, и треугольник вводится в замок и фиксируется собачкой и защелкой. Для более простого соединения замка с треугольником положение ее защелки по высоте регулируют. Длину центральной тяги навесного устройства трактора устанавливают такой, чтобы транспортный просвет под первым корпусом был не менее 250 мм.

Рис. 1.3. Установка рабочих органов плуга: 1 – предплужник; 2 корпус;

3 дисковый нож

Изменением длины ограничительных цепей добиваются бокового качания нижних тяг, не превышающего 20 мм в каждую сторону.

На заданную глубину вспашки плуг предварительно регулируют на ровной площадке. Для этого трактор с навешенным плугом въезжает на подставки, толщина ко­торых меньше заданной глубины обработки на 20…30 мм, то есть на величину утопания колес (гусениц) в почву. Затем плуг опускают на площадку и в поперечном направлении его раму выравнивают изменением длины раскосов навесного устройства трактора, а в продольном направлении – при помощи центральной тяги данного механизма. При этом долотообразные лемеха носками должны касаться площадки. Винтовым механизмом опор­ное колесо плуга устанавливают так, чтобы расстояние между его ободом и площадкой равнялось глубине вспаш­ки почвы минус 20…30 мм. После этого в отверстие державки колеса ввертывают стопорный болт.

Окончательно плуг настраивают в процессе работы. Раму плуга в продольном и поперечном направлениях выравнивают так же, как и на площадке. При работе агрегата следят за тем, чтобы расстояние от колеса трак­тора Т-150К до стенки борозды составляло 275 мм, от гу­сеницы трактора Т-150 – 230 мм.

Для первого прохода плуга правый раскос навесного устройства трактора необходимо укоротить, чтобы пер­вый корпус пахал на половину заданной глубины.

Плуги ПЛН-4-35 и ПЛН-3-35 в основном устроены почти так же, как и плуг ПЛН-5-35, и при подготовке к работе плуга ПЛН-4-35 выполняют практически те же операции, что и для плуга ПЛН-5-35. Навесное устройст­во трактора ДТ-75МВ устанавливают по двухточечной схеме со смещением от продольной оси вправо на 140 мм, а длину раскосов, равной 670 мм. При работе агрегата расстояние от правой гусеницы трактора до стенки бороз­ды принимают равным 60. 100 мм.

Для работы с плугом ПЛН-3-35 между колесами тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82 устанавливают колею шириной 1500 мм. Чтобы обеспечить устойчивый ход плуга, его правые колеса размещают на расстоянии 800 мм от продольной оси, а левые – на 700 мм. При этом правые колеса трактора МТЗ идут по борозде, а левые – по полю. Поэтому при подготовке плуга к работе его навешивают на трактор и левыми колесами наезжают на брус, толщина которого равна глубине вспашки минус 20. 30 мм. Буксование колес сни­жают, закрепляя на диске левого колеса балластные гру­зы. Вилки раскосов навесного устройства трактора сое­диняют с нижними продольными тягами при помощи бол­тов через круглые отверстия. Устанавливают длину левого раскоса на­весного устройства трактора – 515 мм. При помощи центральной тяги и правого раскоса навесного устройства трактора раме плуга придают горизонтальное положение. Подняв плуг на 1…2 см от площадки, уста­навливают стяжными гайками длину ограничительных цепей навесного устройства трактора такой, чтобы боко­вые перемещения задних концов продольных тяг не превышали 20 мм в каждую сторону от среднего положения. Перед вспашкой твердых почв плуг переоборудуют на ширину захвата 90 см. Для этого раму разбирают, балку жесткости в горизонтальной плоскости поворачивают на 180°, а детали рамы между продольными полосами зак­репляют так, чтобы расстояние между ними составляло 30 см.

Дата добавления: 2016-03-27 ; просмотров: 3871 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Плуг: схема, устройство, назначение и правильное использование

Плуг — сельскохозяйственная машина, предназначенная для вспашки (основного вида обработки почвы). Во время пахоты рабочие органы плуга крошат пласты почвы, оборачивают их и сваливают на дно образованной борозды. При этом все остатки жнивья и сорняки заделываются глубоко в почву. Вспашка осуществляется на заданную глубину (от 18 до 35 см) в определенные агротехнические сроки.

Классификация плугов

Классификация пахотных агрегатов осуществляется по следующим признакам:

  1. По назначению:
    • Плуги общего назначения, оснащенные рабочими органами, имеющими стандартную ширину захвата (35 см). Они предназначены для обработки старопахотных почв под посев технических, овощных и зерновых культур.
    • Пахотные агрегаты специального назначения. К ним относятся плуги плантажные ППН-50 и садовые ПС-4-30; для обработки каменистых почв ПКУ-4-35; кустарниково-болотные ПБН-75 и ПБН-100А; для виноградников ППУ-50А; ярусные ПТН-40 и ПТН-3-40 для вспашки каштановых и солонцовых почв.
  2. По типу соединения с трактором:
    • Прицепные
    • Навесные
    • Полунавесные
  3. По типу рабочего органа:
    • Дисковые
    • Лемешные
  4. По количеству корпусов:
    • Одно (конные)
    • Многокорпусные (ПОН-2-30, ПЛН-3-35, ПТК-9-35)
  5. По технологии выполнения работ:
    • Для гладкой (весенней) пахоты
    • Для свально-развальной (зяблевой) пахоты

Общее устройство (схема) лемешного плуга

Пахотный агрегат состоит из вспомогательных элементов и рабочих органов, смонтированных на общей раме. Вспомогательные элементы предназначены для облегчения выполнения работ. Они включают опорные колеса (одно или два), бороздные колеса (у полунавесных и прицепных плугов), механизм регулировки глубины обработки, прицепное устройство или механизм навески. К рабочим органам относятся нож, предплужник с почвоуглубителем и основной корпус.

Рабочие органы

Нож служит для разрезания вертикального пласта почвы, облегчения вхождения корпуса в землю. Он способствует выравниванию стенки борозды. На пахотных агрегатах общего назначения установлены ножи дискового типа. Специальные плуги, используемые для обработки тяжелых почв, оснащаются ножами черенкового типа.

Основной корпус плуга предназначен для снятия почвенного слоя, крошения его, оборачивания и укладывания на дно борозды. В его устройство входит лемех, отвал и полевая доска, закрепленные на стойке. Лемех подрезает слой почвы. На плугах могут быть установлены лепеха трапецеидальной формы, долотообразные, вырезные, со щекой или выдвижным долотом. Отвал оборачивает разрезанный слой и отваливает его на дно образованной борозды. По типу отвалу корпуса делятся на:

  • Культурный — для основной обработки старопахотных почв;
  • Полувинтовой — для распахивания задернелых почв;
  • Вырезной — для обработки земель с малой толщиной плодородного горизонта;
  • С выдвижным долотом — для обработки тяжелых глинистых почв и суглинков;
  • С лапой-почвоуглубителем — для пахоты и одновременного рыхления подпахотного слоя каштановых и подзолистых почв;
  • Дисковый — для обработки тяжелых, засоренных корнями деревьев или переувлажненных почв;
  • Ротационный (вращающийся) — для подготовки почв под культуры, возделывание которых требует высокого качества обработки.
  • Комбинированный — для пахоты с интенсивным измельчением обрабатываемого пласта почвы;
  • Безотвальный — для подготовки к посеву земель, разрушаемых ветровой эрозией в засушливых регионах. Плуги с таким отвалом называются чизельными.

Полевая доска обеспечивает ровность хода корпуса плуга, препятствуя его развороту под реакцией почвы. Стойка корпуса может быть низкой (для обработки тяжелых, заброшенных почв) и высокой (для мягких, окультуренных почв). Их изготавливают методом штамповки. На каждой стойке предусмотрено специальное седло для крепления корпуса.

Предплужник предназначен для подрезания и измельчения верхнего слоя почвы. Он устроен аналогично основному корпусу, но имеет меньшие размеры. Его ширина захвата на одну треть меньше аналогичного показателя основного корпуса.

Вспомогательные части

В зависимости от вида соединения пахотного агрегата с трактором вспомогательные части имеют ряд отличительных особенностей.

  1. У навесного плуга рама сварена из поперечной, продольной и главной пустотелых балок. В его устройство входит одно опорное колесо, оснащенное винтовым механизмом регулировки. Поперечная балка оснащена автосцепкой СА-2, посредством которой пахотный агрегат навешивается на трактор.
  2. Рама полунавесных плугов состоит из шарнирно соединенных между собой пустотелых балок. В их оснащение включены два опорных колеса, транспортный механизм с парой пневматических колес (полевым и бороздным) и автосцепка.
  3. В устройство прицепных плугов входит устройство для присоединения к трактором и три пневматических колеса: бороздное, расположенное в зоне первого корпуса; полевое, размещенное в средней части плуга и заднее.

Соединение с трактором

Для присоединения прицепного плуга на тракторе имеется специальная серьга, к которой крепится сцепное устройство пахотного агрегата. Навесные и полунавесные пахотные агрегаты соединяются с трактором посредством автосцепки, состоящей из рамки и замка. Замок, выполненный из двух наклоненных под углом 65° друг к другу швеллеров, надежно зафиксирован болтом на приваренном к раме плуга раскосе. Рамка посредством пальца фиксируется к нижним рычагам механизма тракторной навески и с помощью щеки к верхней тяге.Замок и рамка поддерживаются специальной собачкой, соединенной тросом с кабиной. Это позволяет отцеплять плуг, не покидая кабины. Соединение навесных плугов с трактором обычно осуществляется по двухточечной схеме. Полунавесные, широкозахватные многокорпусные плуги навешиваются по трехточечной схеме.

Особенности устройства плугов специального назначения

Плуги специального назначения оснащаются рабочими органами особой конструкции, позволяющие выполнять обработку почвы в специфических условиях.

  1. Плуг кустарниково-болотный ПБН-75/ПБН-100А. В его устройство входит один корпус шириной захвата 75 или 100 см, дисковый; плоский, оснащенный опорной лыжей, или черенковый нож, механизм навески и опорное колесо. Используется для вспашки осушенных минеральных почв и торфяников, предварительно очищенных от мелкой кустарниковой поросли пастбищ и лугов.
  2. Усиленные плуги для подготовки к посеву каменистых почв. Они оснащены автоматическими (ПКУ-4-35) или гидропневматическими (ПГП-7-40, ПКГ-5-40) предохранителями. Во время наезда на оставшийся в земле корень дерева или камень происходит срабатывание предохранителя, и корпус вытягивается из почвы. Миновав его, под действием тяговой силы трактора корпус вновь заглубляется в землю.
  3. Плуги ярусные ПТН-40 и ПТН-3-40. Их используют при необходимости увеличить глубину подпахотного горизонта при обработке обедненных почв (подзолистых и солонцовых), а также для подготовки земли под посадку садовых деревьев, виноградников и хлопчатника. При трехярусной вспашке первый корпус подрезает верхний слой и сваливает его на дно. Второй корпус поднимает нижний пласт вместе с уложенным на нем верхним пластом, но не оборачивает его, а сдвигает в сторону, образуя борозду. На нее сбрасывается второй пласт почвы, снятый задним корпусом. Двухярусная вспашка может осуществляться двумя способами. В первом случае верхний слой сваливается на поверхность распахиваемого участка, а нижний и средний разрыхляются и перемешиваются. Во втором случае средний и нижний горизонты выносятся на поверхность, а верхний заделывается на заданной глубине.
  4. Однокорпусной плуг. Используется для обработки легких плодородных почв на приусадебных участках.

Как сделать плуг

При обработке земли одна из самых утомительных операций — ее вспашка и подготовка к посеву. При наличии техники — мотоблока или минитрактора — все можно переложить на них, но для вспашки нужен плуг. Купить готовый — слишком затратно. Цены на готовые изделия немалые. Чтобы сэкономить, можно сделать плуг своими руками. Причем есть два пути. Первый: делать самостоятельно все полностью. Это сложный путь — форма у частей плуга нелинейная, с изгибами определенного радиуса, а гнут толстый металл в домашних условиях очень сложно. Второй путь — купить готовые корпуса, а раму и все остальные вспомогательные части собрать самому. Это уже более простой вариант, с которым справитсяотносительно несложно.

Виды и классификация плугов

Есть несколько конструкций плугов:

  • лемешные;
  • дисковые;
  • ротационные;
  • комбинированные;
  • чизельные.

Наиболее распространенные — лемешные плуги. Они использовались еще нашими предками и по сей день на большинстве полей работают они. Для вспашки тяжелых земель, участков с повышенной или недостаточной влажностью, используют дисковые плуги. Комбинированные и ротационные — более сложные в устройстве, подходят для возделывания целины. Чизельные — это особые устройства, которые не предусматривают оборот пласта. Их относят к плугам условно и применяют редко, особенно в частном хозяйстве.

По типу тяги плуги делят на несколько категорий:

    Тракторные. На данное время это наиболее распространенный вид плугов. Они выпускаются под разные виды техники, в том числе и под малогабаритные минитрактора и даже мотоблоки.

Небольшой тракторный плуг

И это еще не все. Есть еще классификация по назначению: общего и специального. Плуги общего назначения работают на большинстве освоенных земель. Среди плугов специального назначения есть:

  • Для каменистых почв. Они имеют встроенные защитные механизмы (подъемные), которые не позволяют крупным камням повредить плуг.
  • Оборотные. Имеют два одинаковых плуга в зеркальном отображении. Позволяют получить ровную поверхность без ярко выраженных горбов и борозд (гладкая вспашка).

Оборотные плуги — одно- и много- корпусные

Это еще не все разновидности, но наиболее популярные и используемые. Отличаются они конструктивно, причем порой серьезно.

Строение и виды плугов

Чтобы сделать плуг своими руками, необходимо иметь информацию о его строении и назначении частей. Чаще всего используются пахотные орудия общего назначения. Он состоит из нескольких частей, которые можно условно разделить на рабочие и вспомогательные:

  • рабочие:
    • корпус — состоит из стойки к которой прикреплены лемех с отвалом и полевая доска;
    • нож — основная режущая часть;
    • предплужник — дополнительная режущая часть, срезающая задерненный слой почвы;

    Устройство плуга общего назначения

    Как работает такой плуг? Предплужник снимает верхний пласт земли с растущими на нем растениями, переворачивает его и укладывает на дно борозды, которая является результатом работы корпуса. Корпус с оснасткой отрезает часть грунта со стороны борозды, рыхлит его, оборачивает не определенный угол (зависит от конструкции), укладывает поверх перевернутого слоя дерна (уложенного предплужником). Чтобы выровнять стенку борозды, перед последним корпусом плуга ставят нож.

    Плуги общего назначения могут обеспечить глубину вспашки от 20 см до 30 см, лемешные — от 16 см (у них также отсутствуют нож и предплужник).

    Корпуса

    По количеству корпусов плуги бывают однокорпусные, двухкорпусные и многокорпусные. Корпус состоит из нескольких частей:

    • стойка;
    • рабочая поверхность — лемех и отвал;
    • полевая доска.

    Корпус с лемехом и отвалом

    Лемех и отвал — это рабочая поверхность — эта часть отвечает за качество и вид вспашки. Пласт почвы подрезается лемехом, по нему он поднимается к отвалу. Тут почва крошится и переворачивается. Степень поворота пласта зависит от формы отвала. Внизу корпуса прикреплена полевая доска. Ее задача — не давать плугу смещаться в сторону уже вспаханного участка.

    Если вы собираетесь сделать плуг своими руками, необходимо выбрать конструкцию с учетом типа почвы, которую собираетесь обрабатывать. Плужные корпуса бывают:

    • Отвальные. Для вспашки с полным или частичным оборотом пласта. Такие плуги способствуют почвообразованию (выросшие растения срезаются, укладываются на дно борозды, где перегнивают), обогащают почву кислородом (за счет рыхления).
      • культурный — применяется для давно возделываемых земель, хорошо крошит почву, оборачивает в средней степени;
      • полувинтовые отвальные корпуса используют для возделывания целины, вспашки сильно задерненной почвы, он хорошо оборачивает почву, умеренно ее крошит (модели с удлиненным пером оборачивают пласт полностью);
      • винтовые — хороши при возделывании целины — пласт оборачивают полностью;

      Виды корпусов лемешных плугов

      Дисковый тракторный плуг

      Планируя сделать плуг своими руками, конструкцию корпуса плуга выбирают исходя из типа почвы и поставленных целей. Иногда выбор зависит от типа выращиваемых насаждений. Например, под корнеплоды требуется усиленное рыхление, которое ни один из приведенных выше плужных корпусов не дает. Тогда используется специальный — комбинированный. Он имеет укороченные отвал и лемех, а также ротор. При вспашке ротор дополнительно измельчает землю, которая поступает с лемеха.

      Отвал

      Плужный отвал — одна из рабочих частей плуга (составляющая корпуса). Его работа — отрезать от стенки пласт почвы, крошить ее и переворачивать (оборачивать). То есть, во многом от качества отвала зависит насколько хорошо будет подготовлена почва. При самостоятельном изготовлении плуга это стоит помнить.

      Форма и чертеж отвала из листовой стали толщиной 3 мм

      Изготавливают отвал из листовой углеродистой стали или специальной трехслойной. Имеет он сложную изогнутую форму, от которой зависит степень измельчения почвы и ее оборот. Конструктивно различают в плужном отвале грудь и крыло (носик).

      Грудь отвала отрезает от стенки борозды пласт почвы, дробит ее, начинает оборачивать срезанный пласт. Крыло отвала заканчивает оборот. Как видите, основную часть работы выполняет грудь, потому и изнашивается, в среднем, в два раза быстрее. Потому делают отвал состоящим из двух частей. В таком случае при сильном износе грудь отвала можно заменить. Еще один нюанс: на заводе для снижения трения пласта о поверхность, ее полируют.

      Есть четыре основные формы отвала, каждая из которых придает определенные характеристике вспашке:

      • Культурный отвал. Хорошо крошит пласт и довольно полно оборачивает его. Применяется для вспашки больших площадей давно освоенных земель.
      • Цилиндрический. Хорошо крошит почву, но плохо оборачивает. В результате растительные остатки в этом случае равномерно перемешиваются с почвой. Используют подобный отвал на легких почвах.
      • Полувинтовые и винтовые. Оборачивают пласт полностью (растительные остатки укладываются корнями вверх), но очень плохо крошат. После вспашки плугом с таким отвалом, поле имеет ярко выраженные «волны». Перед посевом его необходимо дополнительно обработать — выровнять (бороны, фрезы и т.д.).

      При выборе материалов, учтите, что и отвал и лемех должны иметь почти одинаковую толщину: допустимая величина «ступеньки» — 1 мм. Также очень небольшим может быть зазор на стыке лемеха и отвала — не более 0,5 мм.

      Лемех

      Чтобы изготовить плуг своими руками необходимо определиться с формой лемеха. Лемех — это част, подрезающая пласт земли, по нему также срезанный слой почвы поднимается и попадает на отвал. Для его изготовления используется высокопрочная закаленная сталь.

      Располагают лемех следующим образом:

      • к дну борозды под углом 22-30°;
      • выбор угла наклона по отношению к плоскости борозды зависит от типа отвала:
        • для культурного отвала — 40°;
        • цилиндрического — 45°;
        • винтового и полувинтового — 35°.

      Такое расположение дает наименьшее сопротивление при продвижении, при этом лезвие хорошо подрезает корешки, разбивает комки земли, которые скользят по его поверхности.

      Лемехи бывают разной формы (на фото выше). Делая плуг своими руками, их выбирают в зависимости от типа почвы и сложности изготовления:

      • Трапециевидный. Самый простой в изготовлении, хорош тем, что при его применении дно борозды получается ровным. Недостаток — быстрый износ и сложность при заглублении. Потому чаще всего трапециевидные лемехи используются на давно обрабатываемых землях. Чтобы компенсировать быстрый износ, на обратной стороне делают некоторый запас материала — магазин. При очередной его оттяжке часть запаса уходит.
      • Зубчатый и с выдвижным долотом. Эти типы лемехов используют на тяжелых почвах (глина, суглинки) и там, где много камней.
      • Долотообразный. Отличается наличием острого, выдвинутого вперед выступа-носика. Это выступ выдается в сторону поля на 5 мм и вниз на 10 мм. Подобный изгиб способствует тому, что плуг с таким лемехом лучше и быстрее заглубляется и идет ровнее. Для компенсации износа также делают «магазин» — запас длины. Применяют плуги с долотообразным лемехом на тяжелых почвах.

      Из всех этих видов наиболее распространены долотообразные лемехи. Они более устойчивы в работе, с ними нет проблем при заглублении: плуг легко опускается на нужную глубину.

      Размеры отвала из толстостенной трубы диаметром 50-60 мм (подойдет газовый баллон)

      По мере износа, лемехи оттягивают- затачивают режущую кромку. Делают это регулярно, так как при тупом лезвии (ширина более 3 мм), сопротивление плуга возрастает в на 50%. Потому выгоднее вовремя осматривать и обслуживать оборудование.

      Чертежи

      Собираясь сделать плуг своими руками, необходимо иметь какой-то образец для подражания. Если есть старый плуг, можно сделать новые по его подобию. А если такого нет, пригодятся чертежи. Только учтите параметры своей техники, на которую будете его навешивать.

      Плуг общего назначения на трактор (однокорпусный)

      Детализация некоторых размеров.

      Сборочный чертеж однокорпусного плуга

      Чертеж плуга с размерами

      Видео-уроки по изготовлению плугов


      Общее устройство плуга

      Рис. 1. Навесной четырехкорпусный плуг ПЛН-4-35: 1 — рама; 2 — дисковый нож; 3 — раскос; 4 — винт опорного колеса; 5 замок подвески; 6 — опорное колесо, 7 — предплужник; 8 — лемех; 9 — отвал; 10 — стойка корпуса, 11 — растяжка; 12 — прицепка для борон

      Все рабочие и вспомогательные органы смонтированы на раме плуга, составленной из продольных брусьев, поперечных распорок и балки жесткости.

      Корпуса размещают на раме последовательно со смещением на ширину захвата b в сторону непахотного поля (рис. 2) с некоторым перекрытием ∆ b = 25. 75мм, которое способствует полному подрезанию пласта при небольших отклонениях плуга от прямолинейного движения.

      Расстояния l между корпусами (по ходу плуга) должны быть такими, чтобы была возможность установить предплужники и плуг не забивался почвой и растительными остатками. Обычно принимают l = (2,0. 2,2) b. У плугов с шириной захвата корпуса b= 35 см l = 75 см, а при b = 40 см l = 80 см.

      Рис. 2. Схема навесного плуга общего назначения: 1 — рама; 2 — корпус; 3 — предплужник; 4 — дисковый нож; 5 — опорное колесо; 6 — подвеска

      3.1. Рабочие органы плуга Корпус плуга

      Качество вспашки зависит от конструкции корпуса плуга, геометрической формы и расположения его рабочей поверхности относительно дна и стенки борозды.

      Корпус плуга (рис. 3) состоит из стойки, лемеха, отвала и полевой доски. Лемех и отвал образуют рабочую поверхность корпуса, которая ограничена со стороны поля полевым обрезом, со стороны пашни бороздным обрезом, а сверху верхним обрезом. Геометрическая форма лемешно-отвальной поверхности корпуса определяет вид и качество вспашки. Сбоку к нижней части стойки крепят полевую доску, которая служит опорой корпуса и предотвращает смещение его в сторону непаханого поля под действием сопротивления почвы.

      Рис. 3. Лемешно-отвальный плужный корпус: I — лемех; II — полевая доска; III стойка; IV отвал; 1 — носок лемеха; 2 — лезвие; 3 — пятка; 4, 6, 8 — соответственно бороздной, верхний и полевой обрезы; 5 — крыло; 7 — грудь отвала

      Подробнее устройство корпуса плуга показано на рисунке 4.

      Рис. 4. Устройство корпуса плуга

      Плуги могут комплектоваться корпусами с полувинтовой рабочей поверхностью отвала, безотвальными, вырезными почвоуглубительными корпусами, корпусами с почвоуглубителем, корпусами для культурной вспашки на скоростях до 7…9 км/ч, а также скоростными корпусами для пахоты на высоких скоростях 9…12 км/ч.

      Культурный корпус (рис. 5, а) хорошо крошит и удовлетворительно оборачивает почвенный пласт, поэтому его применяют вместе с предплужником при обработке старопахотных почв.

      Полувинтовой корпус (рис. 5, б) хорошо оборачивает и удовлетворительно крошит почвенный пласт, поэтому плуги с такими корпусами рекомендуется использовать на обработке сильнозадерненных и залежных почв. Для полного оборота пласта полувинтовые отвалы часто снабжают удлинительным пером.

      Винтовые корпуса (рис. 5, в и г) отличаются большой оборачивающей способностью, поэтому рекомендованы для обработки целинных земель и перепашки многолетних трав.

      Корпус плуга характеризуется шириной захвата b, глубиной обработки а, углами установки лемеха к дну α и стенке γ борозды, а также формой рабочей поверхности. Плуги общего назначения снабжены корпусами шириной захвата 25, 30, 35 и 40 см.

      Рис 5. Виды лемешно-отвальных плужных корпусов: а — культурный; б — полувинтовой; в — винтовой; г — винтовой с углоснимом; е — с почвоуглубителем; ж — вырезной; 1, 15 — соответственно нижний и верхний лемеха; 2 — отвал; 3 — стойка; 4 — удлинительное перо; 5 — полевая доска; 6 — пятка полевой доски; 7, 9 — соответственно дисковый и вертикальный (типа «акулий плавник») ножи; 8 — углосним; 10 — долото; 12 — почвоуглубитель; 13 — распорка; 14 — щиток

      Лемех (рис. 6) подрезает пласт почвы в горизонтальной плоскости и направляет его на отвал. В зависимости от расположения лемеха в почве он имеет: полевой обрез, обращенный в сторону поля; верхний обрез, служащий для стыковки с отвалом; бороздной обрез, обращенный в сторону борозды (отваленного пласта); нижний обрез, подрезающий пласт в горизонтальной плоскости. Лемех испытывает большое давление пласта и быстро изнашивается: теряет первоначальную форму и затупляется. Это может привести к нарушению технологического процесса вспашки. Кроме того, по мере затупления лемехов возрастают тяговое сопротивление плуга и расход топлива.

      Восстанавливают лемех оттяжкой ударами молота, используя запас металла на его тыльной стороне (магазин 4). Затем лемех затачивают с верхней стороны до толщины лезвия 0,5. 1 мм. Запаса магазина хватает на три-четыре оттяжки.

      По форме лемеха бывают трапецеидальные, долотообразные, вырезные и треугольные.

      Трапецеидальные лемеха (рис. 6, а) проще в изготовлении, образуют ровное дно борозды, но хуже заглубляются и интенсивнее изнашиваются. Поэтому их используют при обработке легких старопахотных почв. Их устанавливают на предплужниках и на некоторых плугах.

      Долотообразные лемеха (рис. 6, б) имеют удлиненный носок 1 (долото), отогнутый вниз на 10 мм от линии лезвия («забор» глубины) и в сторону поля на 5 мм («забор» ширины), благодаря чему они лучше заглубляяются и устойчивее в работе, обеспечивают устойчивую глубину вспашки. Предназначены такие лемеха для тяжелых почв.

      Зубчатые лемеха (рис. 6, в) и лемеха с выдвижным долотом (рис. 6, г) используют при обработке очень тяжелых почв.

      Для вспашки каменистых почв, раскорчеванных участков при большой глубине вспашки применяют усиление лемеха со щекой, приваренной снизу к носку, а также лемеха с долотом.

      Рис. 6. Виды лемехов: а – трапецеидальный; б – долотообразный; в – зубчатый; г – с выдвижным долотом; 1 – пятка; 2 – носок; 3 – лезвие; 4 – магазин; 5 – зуб; 6 – долото

      Для вспашки почв, не засоренных камнями, используют корпуса плугов с самозатачивающимися лемехами, изготовленными из двухслойной стали или наплавленными по кромке лезвия износостойким сплавом. Во время работы верхний мягкий слой, изнашиваясь быстрее, обнажает нижний (из сплава сормайта толщиной 1,7 мм или высоколегированной стали), более износостойкий, благодаря чему длительно сохраняется острота лезвия, а срок службы лемеха возрастает в 10…12 раз.

      Отвал отрезает пласт от стенки борозды, деформирует его, сдвигает в сторону и оборачивает верхним слоем вниз. Под давлением скользящего по его поверхности почвенного пласта отвал изнашивается, а крыло отвала испытывает большой изгибающий момент. Отвал подвергается также ударам встречающихся в почве камней, корней, древесных остатков.

      Для придания отвалу достаточной прочности его изготовляют двух- и трехслойным: твердые наружные поверхности обеспечивают достаточную износостойкость отвала, а мягкий внутренний слой придает ему прочность — устойчивость от изгибающего момента и ударов почвы.

      Особенно большие давления испытывает грудь отвала, поэтому она изнашивается интенсивнее, чем крыло. Плуги, работающие в особо тяжелых условиях, снабжают корпусами со сменной грудью отвала.

      Рабочую поверхность отвала полируют, чтобы снизить силу трения почвы и облегчить скольжение пласта. На ней не должно быть вмятин, заусенцев, трещин, коррозийных участков, поскольку при залипании таких мест почвой нарушается процесс вспашки, увеличивается тяговое сопротивление плуга.

      Лемех и отвал крепят к стойке болтами с потайными головками, которые не должны выступать над поверхностью. Утопание головок допускается до 1 мм. Отвал должен плотно прилегать к лемеху по линии стыка и не выступать над поверхностью лемеха. Допускаются местный зазор между ними не более 1 мм и выступание лемеха над отвалом не более 2 мм.

      Полевая доска обеспечивает устойчивый ход корпуса, предохраняет стойку от истирания и разгружает ее от изгибающего момента, возникающего под действием бокового давления пласта почвы.

      Полевой доской корпус опирается на стенку борозды. Поэтому полевая доска испытывает большие усилия и сильно истирается, особенно у заднего корпуса. Ее крепят к стойке с тыльной стороны под углом 2. 3 0 к стенке борозды. Иногда у заднего корпуса устанавливают удлиненную полевую доску или к концу доски крепят сменную пятку (рис. 5).

      Корпуса кустарниково-болотных и плантажных плугов, испытывающие особенно большие усилия, оснащают широкой полевой доской или устанавливают уширитель выше полевой доски.

      Стойка – несущий элемент всех рабочих органов корпуса плуга, представляет собой литые, штампованные или сварно-штампованные детали. Стойки бывают высокие и низкие. На плугах общего назначения применяют преимущественно высокие стойки. Лемех и отвал при помощи болтов соединяют с седлом, расположенным в нижней части стойки. В верхней части стойка имеет головку для крепления корпуса к раме плуга болтами.

      0 0 голоса
      Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию