Опыт с плесенью на хлебе 5 класс
Исследовательская работа «КАК ВЫРАСТИТЬ ПЛЕСНЕВЫЕ ГРИБЫ НА КУСКЕ ХЛЕБА»
Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления
Как отличить простую усталость от профессионального выгорания?
Можно ли избежать переутомления?
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Каменская средняя общеобразовательная школа
Завьяловского района Удмуртской республики»
« КАК ВЫРАСТИТЬ ПЛЕСНЕВЫЕ ГРИБЫ
Вотякова Мария, ученица 3-б класса
Руководитель: Ермакова Надежда Николаевна, учитель начальных классов
Условия появления и развития плесени на куске
4. Вред плесени для здоровья и способы борьбы с ней……….………11
На уроках окружающего мира мы познакомились с царством грибов. Мне стало интересно и захотелось больше узнать об особенных грибах – плесени. На следующий урок я приготовила сообщение, а учительница предложила провести опыт: необходимо было вырастить плесень, чтобы затем рассмотреть её в микроскоп. У меня выросла плесень на куске хлеба. Откуда же взялись эти волоски? Может это опасно для жизни? А что будет со мной, если я съем это. Мне стало интересно, что это за организм? Полезная она или вредная для организма? Все эти вопросы стали основой для моего исследования.
Цель работы: самостоятельно вырастить плесень.
Объект исследования: плесень.
Предмет исследования: плесень на хлебобулочных изделиях.
1. Собрать информацию о плесени, изучить её.
2. Провести опрос по теме работы.
3. Создать условия для проведения эксперимента и вырастить плесень.
4. Разработать памятку для ребят нашего класса по защите от плесени.
Гипотеза . Наверное, плесень успешно будет расти на куске хлеба, если поддерживать определенные условия.
1) теоретический (изучение литературы);
2) провести опрос среди одноклассников;
3) практическое исследование;
4) анализ результатов .
Что такое плесень?
Из словаря я узнала, что плесень – это грибы. Плесень – это микроскопические грибы, которые живут на продуктах растительного и животного происхождения.
Плесень — самая распространённая и самая древняя на Земле часть живой природы. Это грибок, хоть и крошечный, но очень быстро разрастающийся.
Она появилась на Земле 200 млн. лет назад. С тех пор она убивает и спасает от смерти. Она сказочно красива и вызывает отвращение.
Где живет плесень?
Плесень приспособилась ко всему, даже к тому, что может угрожать живым существам (например: радиация и отсутствие воздуха). Даже если случится катастрофа и мир погибнет, плесень благополучно выживет.
Плесень развивается во влажных теплых местах, особенно там, где достаточно питательных веществ. Как правило, плесень появляется на погибших растениях и животных, на сырых стенах, хлебе и разных продуктах. Споры плесени носятся в воздухе повсюду. Некоторые из них на- столько мелки, что различимы только в микроскоп.
В начале работы по исследованию плесени мною был проведен опрос среди одноклассников по теме «Плесень» во 2 классе и в 3 классе. Им было предложено ответить на вопрос:
Как вы поступите, если обнаружите на продукте небольшой кусочек плесени?
— выброшу весь продукт
— срежу заплесневелую часть, остальной съем
— когда как, не задумывался (лась) над этим
В опросе участвовали 20 учеников нашего класса.
Плесень встречается в жизни человека достаточно часто. Она поражает продукты питания, появляется в жилище человека. Но иногда мы её даже не замечаем. Большинство людей не знает об опасности для здоровья человека, которая возникает при употреблении в пищу заплесневелых продуктов, при появлении плесени в местах обитания людей. Я считаю, что нужно больше рассказывать людям о вреде плесени, просвещать их. Но, прежде чем это делать, я сама должна изучить больше материала о плесени. Это поможет мне расширить свой кругозор, узнать что-то новое.
3. Условия появления и развития плесени на куске хлеба
Я хочу рассказать о проведенных опытах.
Условия появления плесени на кусочке хлеба.
Взяла 3 кусочка свежего хлеба. Положила 1 кусочек (образец 1) в пакет, второй кусочек хлеба (образец 2) побрызгала водой и тоже положила в пакет, 3 кусочек (образец 3) — без упаковки на тарелку. Все образцы я поставила в теплое место – в шкаф.
Образцы 1 и 3 почти не изменились, на 2 образце появился белый налет.
Образец 3 высох и превратился в сухарь, плесень не появилась. На образцах 1 и 2 ч ерез несколько дней появился белый пушок, состоящий из тонких нитей (мукора). Необходимо отметить, что на 2 образце плесень появилась раньше и в большем количестве, чем на образце 1 .
Вывод : плесень на продуктах появляется в условиях повышенной влажности и при температуре от +20С.
Результаты своих наблюдений я занесла в таблицу
Оборудование: цифровой микроскоп, фотоаппарат, пинцет, предметные и покровные стекла для препаратов.
Для изучения строения плесени я взяла образцы плесени на куске хлеба. Внимательно рассмотрела плесень под микроскопом.
Результат: я могу рассмотреть строение плесени на мониторе компьютера и интерактивной доске.
Вывод : плесень — это гриб. Грибница плесневого гриба состоит из тонких бесцветных нитей. Многочисленные нити (гиф) — это одна сильно разросшаяся клетка, чёрные шарики – это спорангии ( это орган, производящий споры у грибов ).
Плесень – живое существо
Оборудование: цифровой микроскоп, фотоаппарат, пинцет, предметные и покровные стекла для препаратов, вата.
Описание опыта: для выяснения моего предположения, что плесень — живое существо, я исследовала плесень (образец 1) и вату (образец 2). Рассмотрела оба образца под микроскопом.
Результат: по изображению на мониторе компьютера и интерактивной доске, я могу сравнить строение плесени и ваты, выявить, что плесень – относится к грибам, а значит она — живое существо.
Вывод : плесень имеет такое же строение, как и большинство грибов (выводы по опыту 2), она состоит из клеток. Это признак живого существа.
Внешнее строение ваты сходно с плесенью (состоит из нитей), но клеток не наблюдается, нити сплошные. Вата – неживое тело.
4 . Вред плесени для здоровья и способы борьбы с ней
Чем опасна плесень?
Издавна считалось, что плесень безвредна для людей и даже в чем-то полезна. Но это не так. Плесневые грибки губят здоровье людей и их жилища. Даже в чистой комнате человек вдыхает воздух, наполненный их спорами.
Стоит человеческому иммунитету ослабеть от болезни, как тайные агенты плесени, которые живут в организме, поражая органы и кости, вызывают страшные заболевания.
Плесень находится повсюду, но мы чаще всего относимся к ней пренебрежительно, срезаем зеленые пятна плесени с корки хлеба или куска старого сыра, снимаем тонкую белую пленку с варенья, и спокойно съедаем то, что осталось, даже не подозревая, как это опасно. Даже если только одна половинка апельсина поражена плесенью, значит, фрукт поражен целиком.
Самое страшное в черной плесени то, что от нее практически невозможно избавиться. Ее можно пытаться вывести с помощью разных средств, предназначенных для борьбы с плесенью, но избавиться навсегда – невозможно. Плесень изменяется и становится более агрессивной. Даже если случиться катастрофа и мир погибнет, плесень благополучно выживет.
Интересные факты о плесени:
1) Самый страшный враг дерева – белый домовой гриб. В старину избу, заражённую таким видом плесени, немедленно сжигали, чтобы не заражать соседние строения.
2) Споры плесневых грибов прикрепили к обшивке космического корабля, летавшего в космосе. Через полтора года выяснилось: в условиях безвоздушного пространства «испытуемые» выжили, стали еще агрессивнее и устойчивее.
Но существует съедобная и полезная плесень. Такие сорта сыра, как голубой датский сыр, рокфор обязаны своим особенным вкусом некоторым видам плесени.
В начале 20-го века британские ученые обнаружили, что плесень способна убивать стафилококки – причину гнойных поражений. Это было открытием пенициллина – лекарства от многих болезней. С тех пор вырабатываемое из этого гриба лекарство – пенициллин — стало самым важным антибиотиком, применение которого спасло миллионы человеческих жизней.
Сегодня наука подошла близко к разгадке многих тайн плесени, но плесень продолжает преподносить все новые и новые сюрпризы.
Памятка по защите от плесени.
1) уменьшить влажность при хранении хлебобулочных изделий, а так же внутри жилища;
2) обеспечить хорошую вентиляцию ;
3) ликвидировать очаги плесени.
Проведя работу по изучению плесневых грибов, я пришла к следующим выводам:
1В мире имеется большое количество различной информации о плесневых грибах;
2Из энциклопедии я узнала, что этот плесневый гриб называется – мукор, а белый пушок — это его грибница. А чёрные шарики – это спорангии. Уже через 2-3 дня на хлебе появляются первые ростки плесени, пока невидимые глазу. Через 5 дней плесень становится видна.
3Плесневые грибы живут везде и являются живыми существами.
4 Плесневые грибы не только наши враги, но и наши друзья;
5И все — таки остается еще много загадок о плесени – живом существе из царства грибов.
В результате моего исследования я пришла к выводу, что плесень может быть как полезна, так и вредна для человека. На опыте я убедилась, что влажность воздуха и тепло являются главными условиями развития плесневых грибов. Значит, чтобы сохранить продукты питания от плесени, необходимо хранить их в сухом и прохладном месте.
Теперь я заинтересовалась, как можно вырастить плесень как полезную, так вредную для человека. Но это уже будет в моей следующей исследовательской работе.
Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: учебник/В.Б. Захаров, Н.И. Сонин.- М.: Дрофа, 2009
Биология: бактерии, грибы, лишайники, растения: пособие для учащихся/ И.В. Черепанов. – М.: Просвещение, 2005
Я познаю мир. Экология// Энциклопедия для детей. — Москва.: ООО «Издательство АСТ ЛТД ». — 1997г.
Плешаков В.В. Зеленые страницы./ /Книга для учащихся начальных классов.- М.: «Просвещение» .-2000г.
Ученическая исследовательская работа «Загадочная плесень»
Юлия Васильевна Кармакова
Ученическая исследовательская работа «Загадочная плесень»
ОГЛАВЛЕНИЕ
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ….…. 3
1. Научная статья…. 4
1. 2. Что такое плесень….4
1.2. Как плесень влияет на здоровье человека….… 4
2. Практическая часть… 4
2.1. Условия появления и развития плесени… 4
2.2. Описание опытов…. 4-6
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…. 7
IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…. 8
V. ПРИЛОЖЕНИЕ…. …9-12
Исследовательская работа «Загадочная плесень»
Наша исследовательская работа возникла в результате случайного наблюдения за пищевыми продуктами. Я купил хлеб в магазине, положил его в целлофановый пакет. Через некоторое время на хлебе образовался странный налет, а мама сказала, что на хлебе образовалась плесень и такой хлеб не используется в пищу. Ребята в классе говорили, что тоже видели подобный налёт на разных продуктах. Возникли вопросы: что такое плесень? При каких условиях она образуется? Почему хлеб с таким налётом не используется в пищу?
Мы решили провести опыты с различными продуктами, такими как: черный хлеб и апельсин. Нам хотелось узнать, что такое плесень? Насколько она вредна для человека? При каких условиях появляется? Предметом нашего исследования стала плесень.
Мы поставили перед собой цель: узнать, что такое плесень и при каких условиях она образуется
Мы выдвинули гипотезу: возможно, основными факторами, влияющими на появление и разрастание плесени являются тепло, влажность, темнота, отсутствие проветривания.
Для реализации поставленной цели мы решали следующие
задачи:
• Изучить, что такое плесень.
• Узнать о роли плесени в жизни человека.
• Вырастить плесень на различных продуктах питания.
• Определить факторы, влияющие на её появление и разрастание
Для решения поставленных задач и доказательства нашей гипотезы использовали следующие методы:
Исследование проводилось по плану:
1. Изучение и анализ литературы по проблеме исследования.
2. Определение целей, задач, гипотезы исследования
3. Закладка опыта
3.4. Анализ, обобщение и систематизация результатов
Исследовательская работа «Загадочная плесень»
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
1. Научная статья
1.2. Что такое плесень.
Плесень и ее споры можно обнаружить всюду, как и другие микроорганизмы – вирусы, бактерии. Сейчас плесень относят к царству грибов. О наличии плесени свидетельствуют многие факторы: посинение или позеленение поверхностей, шелушение стен, так называемая махра, черные точки на потолке. Плесень может иметь вид пленок, корочек, рыхлого или порошкообразного налета на испорченных пищевых продуктах, прелых листьях, гнилой древесине. Колонии плесени имеют самую разнообразную окраску: черную, бурую, голубую, зеленую. Встречается плесень серого, желтого, зелёного цвета [2].
2.2. Как плесень влияет на здоровье человека
Очень долго считали, что плесень для человека безвредна. Но это не так. Всем известно, что нельзя употреблять в пищу несъедобные грибы. Но пищевые отравления могут вызвать и заплесневелые продукты, так как некоторые плесени образуют вредные вещества. Крайне опасны для человека афлатоксины. Их производит микроскопический гриб зелёно-жёлтого цвета, который может расти, особенно в тёплых условиях, на самых разных продуктах: джемах, сушёной рыбе, арахисе, бобовых и масличных культурах, зёрнах какао, кофе [1]. Некоторые виды грибков вызывают диатез у детей, аллергию, переходящую в астму и даже онкологические заболевания.
Вот краткий перечень заболеваний, связанных с плесенью: мигрень, насморк, отит, бронхит, ринит, бронхиальная астма, сердечно-сосудистые нарушения. Иногда у людей со сниженным иммунитетом возможны плесневые поражения внутренних органов. Все перечисленные заболевания носят хронический характер течения и вызывают трудности при лечении. При попадании плесневых спор в желудок и кишечник развивается пищевая аллергия.
Но плесень может быть и полезной для человека. Столетия тому назад люди придумали использовать плесени для приготовления разных пищевых продуктов. В Европе истинные плесени используют при изготовлении сыров — рокфора, камамбера, бри, голубого датского. В странах Востока, в Японии плесени издавна применяют при производстве спиртных напитков, при приготовлении продуктов питания из сои, а также разнообразных соусов. А плесневый гриб, так пугающая всех чёрная плесень, начиная с 30-х годов XX века во всём мире до сих пор широко применяют в пищевой и фармацевтической промышленности как основной продуцент для производства лимонной кислоты.
Человеку впору поклониться плесени за то, что именно из неё в середине ХХ века был получен первый антибиотик — пенициллин, использование которого в медицине спасло жизнь миллионам людей [3].
2. Практическая часть
2.1. Условия появления и развития плесени
Мы поставили опыт, позволивший нам определить факторы, влияющие на появление и разрастание плесени, а также определить время, которое проходит с момента возникновения первых признаков плесени на продуктах до того, когда продукт покроется ею полностью и будет совершенно непригодным для еды. Нами была выращена плесень на следующих продуктах питания: черном хлебе и апельсине. Также была составлена сводная таблица, в которой мы показали условия развития плесени на продуктах и сроки образования плесени. (Приложение 1)
2.2. Описание опытов
Описание опыта № 1. Выращивание плесени на чёрном хлебе. (Приложение 2)
1. Закладка опыта (фотография 1)
Для эксперимента мы взяли три кусочка черного хлеба.
• Первый кусок мы намочили, положили в целлофановый пакет и поставили в темное, теплое место;
• Второй кусок мы намочили, положили в целлофановый пакет и поставили на светлое, теплое место;
• Третий кусок положили без влаги в теплое, светлое место.
Описание опыта через 1 день
• в первой тарелке на хлебе появилось небольшое пятно;
• во второй тарелке на хлебе ничего не появилось;
• в третьей тарелке на хлебе ничего не появилось.
Описание опыта через 2 дня
• в первой тарелке на хлебе появился белый «пушок»;
• во второй тарелке на хлебе появилось небольшое пятно;
• в третьей тарелке на хлебе ничего не появилось, верхний слой хлеба подсох.
Описание опыта через 3 дня
• в первой тарелке на хлебе увеличилась площадь белого налёта и «пушок», а также появилось тёмно-серое пятно посередине;
• во второй тарелке на хлебе появился белый налёт и «пушок»;
• в третьей тарелке на хлебе ничего не появилось, начал черстветь средний слой.
Описание опыта через 3 дня (Фотография 2).
• в первой тарелке на хлебе белый «пушок» стал плотнее, а тёмно-серое пятно потемнело и увеличилось в размерах;
• во второй тарелке на хлебе увеличилась площадь белого налёта, и появилось тёмно-серое пятно посередине;
• в третьей тарелке на хлебе ничего не появилось, хлеб совсем высох.
На основе поставленного опыта № 1 можно сделать следующий вывод:
плесень появилась на хлебе довольно быстро там, где присутствовали влага, темнота и тепло; гораздо позже появилась плесень там, где присутствовали: влага, свет и тепло; а там, где нет влаги и присутствует вентиляция, плесень не появилась. Следовательно, первое важное условие для развития плесени – влажность; второе условия для развития плесени – температура, третье условие для развития плесени – циркуляция воздуха.
Описание опыта № 2 Выращивание плесени на апельсине (Приложение 3) Закладка опыта (фотография 3)
Для эксперимента мы взяли три дольки апельсина.
• Первую дольку мы намочили, положили в целлофановый пакет и поставили в темное, теплое место;
• Вторую дольку мы намочили, положили в целлофановый пакет и поставили на светлое, теплое место;
• Третью дольку положили без влаги в теплое, светлое место.
Описание опыта через 1 день (Фотография 4)
• в первой тарелке на дольке апельсина появился серо-белый пушистый налёт;
• во второй тарелке на дольке апельсина появился белый пушистый налёт;
• в третьей тарелкена дольке апельсина ничего не появилось, кожица апельсина стала подсыхать.
Описание опыта через 2 дня (Фотография 5)
• в первой тарелкена дольке апельсина увеличилась площадь серо-белого налёта, стал больше «пушок» и появились чёрные пятна;
• во второй тарелкена дольке апельсинаувеличилась площадь серо-белого налёта, появился «пушок»;
• в третьей тарелке на дольке ничего не появилось, кожица апельсина высохла.
Описание опыта через 3 дня (фотография 6)
• в первой тарелкена дольке апельсина «пушок» стал тёмно-серым и увеличилось количество чёрных пятен;
• во второй тарелкена дольке апельсинаувеличилась площадь серо-белого налёта, увеличился «пушок» и появились чёрные пятна;
• в третьей тарелке долька апельсина высохла.
На основе поставленного опыта № 2 можно сделать следующий вывод:
плесень появилась на хлебе довольно быстро там, где присутствовали влага, темнота и тепло; гораздо позже появилась плесень там, где присутствовали: влага, свет и тепло; а там, где нет влаги и присутствует вентиляция, плесень не появилась. Следовательно, первое важное условие для развития плесени – влажность; второе условия для развития плесени – температура, третье условие для развития плесени – циркуляция воздуха.
Исследовательская работа «Загадочная плесень»
1. Плесень – название гриба, который бывает плесневым: растет на камне, бетоне, краске; растет на пищевых продуктах. Плесень и ее споры можно обнаружить всюду, как и другие микроорганизмы – вирусы, бактерии. Сейчас плесень относят к царству грибов. Есть плесень полезная, которая используется в медицинской промышленности, сыроварении, и также есть плесень опасная для здоровья, продуктов, строительных материалов.
2. Продукты, имеющие плесень токсичны и могут рано или поздно послужить для начала развития различных заболеваний, поэтому такие продукты нельзя употреблять в пищу.
3. Плесень появляется, если имеются такие факторы как тепло, влага нет света и проветривания.
В результате поставленного опыта выявлены условия появления плесени, что позволило подтвердить выдвинутую гипотезу. Наша гипотеза подтвердилась.
IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Большая иллюстрированная энциклопедия школьника. / Москва, «Махаон», 2003.
2. Робин Керрод, Уинди Мадгуик /Книга знаний в вопросах и ответах. М. ,«Махаон», 2003.
4. Наука и жизнь / Архив журнала «Наука и жизнь» / Наука на марше / Биология
5. Олег Чистовский / Грибы-целители (Серия — Исцели себя сам).
6. Энциклопедия для детей. Биология. «Аванта+» 1997 г.
Опыт с плесенью на хлебе 5 класс
Плесень растет на еде и дровах
Плесень цветет во дворе и в домах
Плесень на дереве, плесень в воде…
Но сможешь отпор дать ты этой беде.
Однажды мама оставила кусок хлеба в полиэтиленовом пакете на кухне и забыла о нем. Через несколько дней, взяв этот хлеб, я заметил, что он весь покрылся зеленым, «пушистым» налетом. Мама сказала, что хлеб «заплесневел и его нельзя есть».
«Как же так» — подумал, я – «Ведь мы покупаем хлеб свежим, без плесени. Откуда же берется плесень?»
Мне стало очень интересно и любопытно, и я решил провести свое исследование.
Предмет исследования: «Плесень на хлебе».
Актуальность исследования связана с тем, что многие люди не раз в своей жизни сталкиваются с проблемой «заплесневения» хлеба. Но мало кто знает, как избежать этого и защитить хлеб от появления плесени.
Объект исследования: главный продукт питания человека – «хлеб».
Цель исследования: расширить знания о плесени и найти способы защиты от нее.
Гипотеза: если мы покупаем хлеб без плесени, а потом он «заплесневеет», значит
Именно неправильные условия хранения хлеба способствуют ее появлению на хлебе,
Существуют способы позволяющие избежать неприятного соседства.
Методы исследования: сбор и анализ информации по данной теме, анкетирование учащихся, интервьюирование со специалистами, проведение серии опытов, работа с Интернет-ресурсами, просмотр документального фильма
2.1.Что такое плесень?
Я прочитал, что плесенью называют пушистые или бархатистые налеты на растениях и предметах, которые образуются микроскопическими грибками. Плесневые грибы состоят из тонких нитей – гифов с отростками. Эти гифы образуют мицелий (грибницу). На отростках мицелия образуются шарики со спорами – спорангии.
Плесневые грибы размножаются с помощью этих спор. Плесень очень опасна для человека.
В простонародье плесень-это грибок, который, в свою очередь, бывает:
— плесневым (растет на камне,бетоне, краске), грибком синевы (растет в клетчатке дерева);- грибком гниения (бактериальная, белая, бурая гниль, растущая на древесине);
— дрожжевым грибком (на пищевых продуктах).Плесень состоит из множества длинных, бесцветных нитей, на которых имеются ответвления двух видов. Длинные ответвления имеют на конце маленькие чёрные шарики, содержащие споры. Другие, более короткие, проникают вглубь поверхности, на которой находитсяплесень. Они служат для плесени тем же, чем корни для других растений: помогают ей закрепиться на одном месте, всасывают питательные вещества, необходимые для её роста.
Всевозможные грибки могут быть окрашены в разные цвета и оттенки. Плесень бывает в виде слизи, корочек, пленок, рыхлого или порошкообразного налета, пушка или «ваты». Плесень при благоприятных условиях может образоваться практически везде — в почве, воде, на продуктах питания, даже на стенах домов и т.д. Это происходит из-за того, что в воздухе находится большое количество очень маленьких спор. Из них и вырастает плесень.
В обыкновенной хлебной плесени можно различить маленькие чёрные точки — спорангии, в которых образуются споры. В одном спорангии содержится до 50.000 спор, каждая из которых способна воспроизвести сотни миллионов новых спор всего за несколько дней! Плесень размножается невероятно быстро.
Чем опасна плесень?
О казывается, что стоит человеческому иммунитету ослабеть от болезни, как тайные агенты плесени, которые живут в организме, поражая органы и кости, вызывают страшные заболевания. Плесень находится повсюду, но мы чаще всего относимся к ней пренебрежительно, срезаем зеленые пятна плесени с корки хлеба или куска старого сыра, снимаем тонкую белую пленку с варенья, и спокойно съедаем то, что осталось, даже не подозревая, как это опасно…Самой ядовитой считается плесень желтого цвета, которая поражает пищевые продукты (наиболее подвержены поражению рыба, молоко, рис).Основной вред плесени состоит в том, что плесень аллергична и токсична.Плесень может быть причиной повышенной утомляемости, головных болей, дерматологических, легочных и даже онкологических заболеваний. Плесень не выводится из организма
Плесневые грибки губят здоровье людей и их жилища.Особая любовь у плесени к ванным комнатам, кухням и цветочным горшкам.
Но существует съедобная и полезная плесень.Из разных источников стало известно, что:
1) в странах Востока плесени некоторых родов издавна применяют при производстве вин, при приготовлении продуктов питания из сои, а также разнообразных соусов. Такие сорта сыра, как бри,голубой датский сыр, рокфор тоже обязаны своим особенным вкусом некоторым видам плесени.
2) Начиная с 30-х годов XX века, во всём мире до сих пор широко применяют плесень для производства лимонной кислоты.
3) Многие виды плесени применяют для переработки сырья и получения определённых сортов бумаги и картона из древесных и бумажных отходов.
4) В сельском хозяйстве плесневые грибы нужны для борьбы со многими насекомыми-вредителями, например колорадским жуком, картофельной коровкой, кукурузным мотыльком, свекловичным долгоносиком.
5) В авиастроении также нашлось место плесневым грибам — при их участии изготавливают смеси, защищающие крылья самолётов от обледенения при взлёте и посадке.
6) Даже при очистке сточных вод используют плесневые грибы! Без этого жизнь в больших городах была бы крайне затруднена.
Интересные исторические факты.
А вот какие интересные факты, я нашел в книгах:
1) Самый страшный враг дерева – белый домовой гриб. В старину избу, заражённую таким видом плесени, немедленно сжигали, чтобы не заражать соседние строения .
2) В начале 20-х годов прошлого века в египетской Долине царей археолог Картер обнаружил гробницу. Все участники вскрытия гробницы вскоре умерли от загадочной болезни. Позже выяснилось: в тканях мумии жил древний плесневый грибок, его смертоносное воздействие стало символом «проклятия Тутанхамона».
3) После взрыва Чернобыльской атомной станции через несколько лет было обнаружено огромное количество плесени. Она росла и густела в местах наибольшей радиации.
Рост плесени в домах после аварии на Чернобыльской АЭС.
4) Споры плесневых грибов прикрепили к обшивке космического корабля, летавшего в космосе. Через полтора года выяснилось: в условиях безвоздушного простр анства «испытуемые» выжили, стали еще агрессивнее и устойчивее.
Плесень на обшивке космического корабля
5) Африканская народность банту умышленно хранит продукты таким образом, чтобы они ради вкуса покрывались плесенью. Эта народность более всех в мире страдает раком печени, они умирают, не дожив и до 40 лет.
6) С плесенью связано много легенд. Александр Македонский знал о её прожорливости и приказывал пропитывать оливковым маслом деревянные сваи мостов и обшивку кораблей.Ной в тех же целях просмолил ковчег.
7) В Индии для развития плесени идеальные условия. Здесь обычны цирроз печени у детей, которых кормят желтым рисом. Он весь заражен желтой плесенью.
Такая вот удивительная загадочная плесень!
III . Практическая часть. Мои исследования.
3.1.Анкетирование (см. Приложение 1)
Я решил провести в своем классе анкетирование с целью узнать, что мои одноклассники знают о плесени. Результаты анкетирования приведены в следующей таблице 1
Таблица 1 – Ответы учеников по теме «Плесень» и количество учеников, давших этот ответ.
Изучение плесени на хлебе
Международная научно-практическая конференция школьников и педагогов
«Первые шаги в науку»
Изучение плесени на хлебе
Предметная область: биология
Автор работы: Авдеенко Виолетта
ученица 8а класса
2. Этапы реализации исследовательской работы
1.1Что представляют собой плесневые грибы………………………………..4
1.2 Условия появления и развития плесени………………………………….5
1.3 На каких продуктах можно встретить плесень…………………………. 6
2. Практическая часть исследования. 7
4. Список использованной литературы………………………………………….9
Актуальность темы исследования.
При слове грибы мы сразу вспоминаем крепкие подберезовики, яркие красноголовые подосиновики, желтые лисички, разноцветные сыроежки, оранжево-желтые рыжики. Но грибы это не только те, которые растут в лесу. Это лишь маленькая часть огромного грибного мира. Грибы есть везде: в воздухе, в воде, в почве. Их роль в природе и в жизни человека огромна. Грибы находят широкое применение в производстве хлеба, пива, сыра, кефира и других продуктов питания.
Однажды я увидела, как покрылся сероватым налетом кусок хлеба, лежащий долгое время в полиэтиленовом пакете. При этом хлеб стал издавать неприятный, даже отталкивающий запах. Энциклопедия дала объяснение: это работа грибов, но грибов плесени, которые скрытно сопровождают нас в течение всей нашей жизни.
Я поставила перед собой цель узнать о плесени как можно больше и вырастить ее в домашних условиях.
Ведь, несмотря на множество научных исследований, активное развитие микробиологии, плесень остается одной из загадок нашего мира, до конца не изучена и приносит человеку, как пользу, так и вред.
Цель исследования: Выяснить условия появления и развития плесени на продуктах питания (хлебе), провести эксперимент.
Объект исследования: Плесень на продуктах питания (хлеб).
Проблема: Необходимо выяснить, что представляет собой плесень, условия появления и развития плесени, ответить на вопрос: «Грибы плесени вредны или полезны для человека?»
Гипотеза: Плесень успешно будет расти, если использовать в качестве среды обитания вещества органического происхождения и поддерживать определенную температуру
1) Изучить научную литературу, познакомиться со строением и жизнедеятельностью плесневых грибов;
2) В процессе проведения опытов выяснить условия возникновения и существования плесени;
3) Выяснить, как предотвратить порчу продуктов;
4) Сделать выводы по работе.
Теоретическая часть исследования.
Что представляют собой плесневые грибы.
Плесневые грибы — это микроскопические грибы, образующие характерные налёты (плесени) на поверхности органических субстратов (пищевые продукты, бумага, кожа, текстиль и др.). Принадлежат к различным систематическим группам: зигомицетам (мукор), несовершенным грибам (аспергилл, пеницилл).
Плесень относится к царству Грибов, которых насчитывается свыше 100000 видов. Грибы весьма разнообразны по внешнему виду, местам обитания и физиологическим функциям, однако у них есть и общие черты. Основой тела грибов является мицелий, или грибница, представляющая собой систему тонких ветвящихся нитей, или гиф, находящихся на поверхности субстрата, где живет гриб, или внутри него. Обычно грибница бывает весьма обильна, с большой общей поверхностью. [3]
Плесень и ее споры можно обнаружить везде: в почве, в воздухе, морских и пресных водоемах, на поверхности и внутри тканей растений, на растительных и животных остатках, а так же в жилищах людей. О наличии этого микроскопического грибка свидетельствуют многие факторы: посинение или позеленение поверхностей, шелушение стен, черные точки на потолке. Плесень может иметь вид пленок, корочек, рыхлого или порошкообразного налета на испорченных пищевых продуктах, прелых листьях, гнилой древесине. Колонии плесени имеют самую разнообразную окраску: черную, бурую, голубую, зеленую. Встречается плесень серого, желтого, красного цвета.
Что касается цвета гнили, то она бывает красная, белая, серая, желтая, зеленая. Красная гниль поражает хвойные породы, белая и желтая – дуб и
березу, зеленая – дубовые бочки, балки и перекрытия погребов. Плесень размножается невероятно быстро. Причём основной способ размножения — это споры. В обыкновенной хлебной плесени можно различить маленькие чёрные точки — спорангии, в которых образуются споры. В одном спорангии содержится до 50.000 спор, каждая из которых способна воспроизвести сотни миллионов новых спор всего за несколько дней! А если условия благоприятные, плесень быстро появится на любом предмете. [4]
Условия появления и развития плесени.
Плесень распространяется в воздухе в виде микроскопических спор. При попадании спор на сырую поверхность прорастает тончайшими нитями. Идеальные условия – влажность воздуха выше 95%, температура +20 ° и отсутствие проветривания.
Влага образуется в результате конденсации, как результат разности температур поверхности и примыкающего к ней воздуха. Влага оседает на поверхностях стен в виде мелких капелек, это явление хорошо заметно в ванной комнате, где появление конденсата – обычное явление. Влажность обязательно присутствует в новых конструкциях, может накапливаться на стадии производства стройматериалов и во время строительства.
При отрицательных температурах плесень неплохо себя чувствует, она не образует новых спор, но и не умирает. При повышении температуры плесень просыпается и снова начинает жить активно. Высокие температуры могут убить плесень, но для этого необходимо воздействие температуры +100 ° в течение 1-2 часов. [1]
На каких продуктах можно встретить плесень.
Из продуктов питания чаще всего от плесени страдает хлеб. Многие хозяйки, обнаружив такой неприятный сюрприз, просто-напросто срезают участок, пораженный плесенью, а оставшуюся часть хлеба дальше применяют в пищу. Благодаря научным исследованиям стало известно, что заплесневелые мучные изделия и молочные продукты необходимо однозначно выбрасывать целиком (плесень уходит вглубь испорченного продукта). Часто плесень образуется в банках с домашними заготовками, вареньем, консервированными овощами. Причин появления плесени может быть несколько. Такая проблема может возникнуть при некачественной стерилизации банки или крышки под варенье. В таком случае на их поверхности сохраняются микробы, которые со временем начинают развиваться, особенно при возникновении благоприятных для этого условий. Кроме того, при неплотно закрытой крышке микробы могут попасть внутрь банки и из воздуха, что также способствует развитию плесневого грибка.
Учёные крайне негативно относятся к употреблению любых заплесневевших продуктов. При попадании плесневых спор в желудочно-кишечный тракт развивается пищевая аллергия.
Самой ядовитой считается плесень желтого цвета. Желтая плесень поражает пищевые продукты (наиболее подвержены поражению рыба, молоко, рис). Плесень — настоящий яд, который может накапливаться в организме и приводить к раку печени. [2]
Для того, чтобы выяснить условия развития плесневых грибов и самой вырастить эти грибки, я провела эксперимент.
Практическая часть исследования.
Я взяла два кусочка хлеба. Положила их в плотно закрытые полиэтиленовые контейнеры. Один контейнер отправила в холодильник (образец 1), другой (образец 2) — в тёплое место на подоконник, рядом с газовой плитой, где всегда температура выше.
Через 3 дня я заметила, что в контейнере, с опытным образцом, который находился в тепле, выступили капли воды.
Еще через день стали образовываться небольшие пятна плесени.