Плоскорельефная резьба по дереву для начинающих - Дачный сезон
8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Плоскорельефная резьба по дереву для начинающих

Плоскорельефная резьба

  • Размер шрифта: БольшеМеньше
  • Просмотров: 4132

Всем привет! Как всегда, на связи Дмитрий Дереворез и сегодня тема разговора — плоскорельефная резьба. По статистике около 50% всех резчиков работают именно в этой технике.

Я попытался поразмышлять на тему когда же появилась плоскорельефная резьба по дереву и пришёл вот к какому выводу: этот вид искусства зародился в древнем мире, когда первобытные люди высекали на камнях сцены охоты или понятные только им символы.

Логика проста. По сути, рисунки на камнях — это такая же резьба, только по поверхности камня. Камень живет долго, поэтому мы имеем возможность лицезреть письмена древних и наоборот, если предположить, что уже тогда первобытные люди что то ковыряли по дереву, то не знаем мы об этом только потому, что дерево просто истлело.

Возможно как то так выглядели первые «ножи» и «стамески»))).

Что же из себя представляет плоскорельефная резьба? Очевидный ответ содержится в названии: это резьба по плоскости при небольшой глубине (3-20мм). Популярность объясняется просто — на начальном этапе обучения гораздо проще вырезать на плоскости какой-то контур или незамысловатый рисунок, чем то же самое в объёме, но только на начальном уровне.

Профессиональная резьба в этом стиле от классного мастера — это шедевр, которым можно любоваться бесконечно. Сравнить её можно с полотнами выдающихся живописцев. Далее предлагаю перейти к показательным примерам плоскорельефки в исполнении виртуозов ремесла.

В обзоре «Валерий Простянкин и его резьба по дереву» я уже подробно описал творчество этого выдающегося тульского мастера. А сейчас вашему вниманию высокохудожественные творения, которые выполняются в семейной мастерской не менее талантливого и мастеровитого россиянина Виктора Дубовика:

Восторг! Шикарнейшая перспектива! Суперреалистисные сюжеты! Великолепная работа острым режущим инструментом! Бесподобная тонировка и отделка! В результате практически фото в 3D.

Сразу хочется обратить ваше внимание, уважаемые читатели, на инструмент. Всегда лучше один раз увидеть стамески мастера, чем сто . Вот таким богатым арсеналом обладает мастер. Контакты Виктора: +7(906) 504 59 22 ;+7 (919) 194 99 99; art32d@gmail.com; Россия, Брянск

Ещё один наш с вами современник, умеющий виртуозно творить по поверхности дерева — Кронид Александрович Гоголев. Цитата: «В разных рельефах художнику удалось использовать присущую дереву теплоту природного материала, пластику, игру оттенков естественного цвета, передать мерцание воды, дыхание лесных чащоб, таинственность эпических сказаний прошлого. «

К сожалению маэстро ушёл из жизни в 2013г, но творческий след, который он оставил — это гордость потомков в масштабах страны.

Плоскорельефная резьба имеет множество разновидностей и не обязательно вырезается по ровной поверхности. Н-р, геометрическая резьба — частный случай плоскорельефной. Борис Федоежин наносит резные узоры на любые криволенейные поверхности и делает это на высочайшем уровне.

На фото ниже работа Михаила Рубинова.

Плоскорельефная резьба хороша для украшения интерьеров церквей, а так же, дверей, мебели, шкатулок, деревянных элементов оружия, кухонной утвари. Вывески, панно, картины. выполняются чаще всего именно в этом стиле. Для ценителей прекрасного возможно будет полезна статья «Купить резьбу по дереву».

Плоскорельефная резьба

При выполнении плоскорельефной резьбы изображение располагается в одной плоскости, при этом рельеф, разнообразный по рисунку и композиции, выявляется своеобразно. Для этого фон, окружающий элемент или орнамент, выбирается или углубляется. В результате рельеф проступает более выпукло и отчетливо (рис. 84).

Рис. 84. Орнаментальная полоса, выполненная в технике плоскорельефной резьбы

Секреты между строк

Можно ли исправить ошибки, допущенные при вырезании фигуры?

Для этого и предусматривается определенный запас материала. В противном случае сделать это невозможно. Но в некоторых случаях можно, например, удлинить руку за счет увеличения ее изгиба в локте (конечно, если позволяет композиция). Если нужно укоротить руку, уменьшают изгиб в локтевом суставе.

На становление и развитие плоскорельефной резьбы значительное влияние оказала абрамцево-кудринская резьба, о которой упоминалось выше, и творчество В. Ворноскова, о котором мы тоже уже говорили. Плоскорельефная резьба позволяет резчику реализовывать различные замыслы, воплощая их в композициях, изображающих не только растительность, но и животных, птиц и человека. Техника этой резьбы отличается трудоемкостью и предполагает наличие не только богатого набора резчицкого инструмента, но и соответствующего опыта и определенного уровня мастерства.

Плоскорельефная резьба представлена несколькими разновидностями, отличающимися техникой исполнения. Это резьба с заоваленным контуром, с подобранным фоном и подушечным фоном (рис. 85).

Остановимся на них подробнее.

Рис. 85. Разновидности плоскорельефной резьбы: а – с заоваленным контуром; б – с подобранным фоном: 1 – чеканка фона; 2 – порезка уголком; 3 – порезка полукруглой стамеской; в – с подушечным фоном

Резьба с заоваленными контурами

Из всех разновидностей плоскорельефной резьбы этот вариант является наименее сложным. По технике выполнения она похожа на контурную резьбу, поскольку контур рисунка представляет собой двухгранные выемки (рис. 86).

Рис. 86. Выполнение плоскорельефной резьбы с заоваленным контуром (стрелками показано направление движения инструмента); а – надрезание; б – подрезание; в – заоваливание контура

Секреты между строк

Как определить центр тяжести человеческой фигуры?

Нахождение центра тяжести фигуры зависит от положения, которая она занимает в пространстве. В спокойной позе проекция центра тяжести падает на площадь, которая ограничена внешними сторонами ступней и линией, соединяющей носки и пятки. Если проекция не соответствует этой площади, то фигура будет «падать», даже если будет установлена на прочной подставке. Центр тяжести движущегося человека смещен немного вперед.

Последовательность работы такова: в первую очередь надрезают рисунок по контуру, что можно выполнить как ножом-косяком, так и краем отлогой стамески, удерживая при этом инструмент практически вертикально (инструмент должен быть таким, чтобы позволял надрезать и подрезать криволинейные формы орнамента за один рез по направлению волокон древесины). После этого осуществляют подрезку со стороны фона.

В заключение заоваливают грань со стороны орнамента, следя за тем, чтобы она, в отличие от подрезки на границе с фоном, закруглилась более круто. В результате изображение получается с мягкими заоваленными линиями и отсутствием резких теней.

Секреты между строк

Как добиться правильного положения головы?

Одного рисунка часто бывает недостаточно. Уточнить положение головы поможет объемный эскиз. Чтобы установить поворот головы, по грубой заготовке проводят ось симметрии, что помогает проверить, правильность положения головы относительно торса, а подбородка – по отношению к плечам. Важно при этом добиться художественного обобщения – выбрать характерный тип, не перегружая фигуру мелкими или второстепенными деталями.

Резьба с подобранным фоном

Выполнение этой разновидности плоскорельефной резьбы по технике не отличается от описанной выше, за исключением обработки фона (рис. 87).

Рис. 87. Выполнение плоскорельефной резьбы с подобранным фоном: а – надрезка; б – подрезка; в – выборка и зачистка фона и вертикального края контура; г – заоваливание контура

Характер обработки фона (выборка на необходимую ширину и глубину) зависит от особенностей рисунка и желания придать ему выразительность и особую декоративность. Фон можно покрыть чеканкой либо различными профильными порезками, что также будет способствовать созданию особого визуального эффекта.

Технически плоскорельефная резьба с подобранным фоном выглядит следующим образом. По контуру рисунка выполняется надрез, причем он слегка отклоняется от линии рисунка в направлении фона, благодаря чему край орнамента сохраняется целым, когда приступают к выборке фона.

В завершение работы край надрезают, держа инструмент вертикально, точно по линии рисунка, потом край контура заоваливают.

Подрезка осуществляется на определенную глубину, которая по всей плоскости орнамента должна быть одинаковой.

Далее выбирают фон, применяя разнообразный инструмент (прямые, отлогие, полукруглые стамески, стамески-клюкарзы), выбор которого зависит от того, каким должен быть фон, – гладким или профилированным.

Чтобы работа выглядела аккуратно, без задиров, зачищая фон, обращают внимание на направление слоев древесины.

Для работы с мягкой древесиной достаточно использовать обычный резчицкий инструмент, при резьбе по твердой дополнительно применяют киянку.

Резьба с подушечным фоном

Характерная особенность фона в этом виде плоскорельефной резьбы заключается в том, что никогда не бывает плоским. Вид резьбы получил свое название вследствие того, что рисунок круто заоваливают со стороны контура и несколько более отлого со стороны фона, который в результате по форме становится похожим на подушечку. Резьбу выполняют стоя.

Последовательность выполнения резьбы с подушечным фоном показана на рис. 88.

Рис. 88. Выполнение плоскорельефной резьбы с подушечным фоном (стрелками показано направление движения инструмента): а – надрезка по контуру рисунка; б – подрезка по направлению к вершине фона; в – заоваливание фона и контура рисунка

Подушечный фон делает изображение более живописным, объемным по сравнению с резьбой с заоваленным или подобранным фонами, которые смотрятся гораздо строже и более графично.

Секреты между строк

Какова в резьбе роль детали?

Детали предназначены усиления художественного впечатления, производимого изображением. Кроме того, благодаря ней изделие выглядит законченным. Например, как изображать руку человека? В таких случаях все зависит от того, с какого расстояния будет обозреваться фигура. Если издалека, то нет необходимости в тончайшей проработке пальцев, поэтому рука представлена силуэтом. Если расстояние будет небольшим, то такая рука без пальцев будет смотреться незаконченной, а вся работа – сырой. Но увлекаться деталями тоже не следует, так как это перегружает изображение и снижает впечатление.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Порядок выполнения плоскорельефной резьбы

Несмотря на большое множество методов и приемов, он остался практически неизменен. Основными «этапами при этом являются: а) нанесение рисунка орнамента; б) надрез контура; в) подрезка контура; г) выборка фона начерно; д) выявление форм рельефа орнамента; е) зачистка фона начисто; ж) выявление мелкого рельефа орнамента; з) чеканка фона. Рассмотрим последовательно все эти этапы.

а) Нанесение рисунка производится в несколько этапов. Сначала для выполнения рельефной резьбы изготавливают ее светотеневой рисунок в натуральную величину; именуемый шаблоном. С шаблона рисунок переводят в виде контуров (на кальку, откуда его через копировальную бумагу переносят на заготовку.

Разновидности плоскорельефной резьбы:
а- с эаоввленным контуром; б — с подобранным (выбранным) фоной; 1 — чеканка фона; 2 — порезки утопкой; 3 — порезки полукруглыми стамесками; в — с подушечным фоном

Чтобы рисунок не стирался во время работы и не загрязнял чистую, подготовленную поверхность дерева, его следует покрыть тонким слоем прозрачного лака с помощью кисточки, пройдя по всем линиям рисунка. Если начинающий резчик выбрал для своей работы сложный рельефный орнамент с многими наложениями и наличием в нем разных зрительных масс, то очень помогает в этом случае предварительное изготовление этот» орнамента из пластилина (иглина). Это наверняка поможет лучше почувствовать форму, вернее наметить для себя стратегию и последовательность выполнения операций и в результате этого, избежать ошибок во время резьбы.

б) Надрез контура орнамента производят при вертикальном положении резца точно по контуру рисунка. Если линия рисунка прямая, то применяют нож-косячок, а если криволинейная — стамеску соответствующего профиля. Чтобы не получилось поднутрения орнамента при высоком рельефе, инструмент слегка наклоняют в сторону вырезаемого элемента, но ни в коем случае не в сторону фона.

в) Подрезка контура выполняется с помощью отлогих, средних или крутых Стамесок способом «тычка», т. е. держа стамеску со стороны фона на расстоянии от рисунка чуть меньшем глубины надреза под углом к поверхности примерно в 45° и, нажимая на конец ручки ладонью, направляя при этом инструмент в сторону надрезанной линии таким образом, чтобы глубина подрезки была везде одинаковой.

Выполнение плоеяорельефной резьбы с подобранным (выбранным) фоном:
а — надрезание; б — подрезание; в — выборка и зачистка фона и вертикального края; г — заоваливание контура —

В случае, когда элементы орнамента находятся в нескольких (2-х, 3-х и более) уровнях, т. е. одни элементы находят (перекрывают) друг на друга, надрез и подрезку начинают с линий верхних элементов и делают их на заведомо меньшую глубину, чем надрез и подрезку линий элементов, лежащих на фоне. В практике многослойные композиции, претендующие на пространственное глубинное решение, встречаются редко, и художники в случае возникновения таких решений обычно уходят от этого путем большей лаконизации решения, огрубления форм, придания им большей условности и удержания орнамента в русле более плоскостного декоративного решения. Иначе такой орнамент грозит перейти в горельефное исполнение, о котором речь пойдет дальше.

Когда материал для резьбы твердый, а глубина фона предполагается относительно большой, то с одного раза надрез и подрезка на полную глубину может не получиться. В таком случае этот процесс разбивается на несколько этапов до получения желаемого результата. Первый надрез производят с легким нажимом на стамеску, следя за тем, чтобы он проходил точно по линиям рисунка и линии надреза были бы чистыми и плавными. Подрезку делают несколько глубже надреза, вследствие чего стружка не отделяется, поэтому для удаления стружки надрез нужно повторить.

При выполнении горельефной резьбы с крупным орнаментом контур обрубают с помощью киянки. Для этого подбирают стамеску нужного профиля, ставят ее лезвием на линию контура с небольшим наклоном в сторону рисунка и, ударяя киянкой по ручке инструмента, обрубают контур. Обрубка производится с припуском на 2-3 мм выше проектной глубины рельефа и с небольшим припуском по контуру для последующей обработки и зачистки орнамента и рельефа. Обрубив по контуру часть орнамента, этой же стамеской подрубают контур под углом в 45° в местах, где позволяет площадь фона. В узких местах обрубку и подрубку производят постепенно за несколько раз. Главное в этой работе — точно рассчитать силу удара, чтобы равномерно вырубать слои древесины на нужную глубину.

г) Выборку фона начерно начинают с самых больших участков фона отлогими широкими стамесками. Резание производят в разных направлениях в зависимости от площади фона и направления волокон древесины. Стамеску при этом держат двумя руками, наклонив ее к плоскости фона. При выполнении крупной резьбы фон подрубают с помощью киянки. После выборки глубина фона должна получиться одинаковой.

д) Выявление форм рельефа орнамента производится с помощью наиболее распространенной операции — зоаваливания или закругления выпуклых элементов, выполняемой в несколько этапов. После надреза и подрезки контуров и выборки фона начерно ножом-косячком снимают основную фаску на выпуклых элементах под углом в 45°. В результате чего на боковых поверхностях выпуклых элементов образуется два ребра — верхнее и нижнее — с углами примерно в 135°. После чего с помощью того же косячка или отлогой стамески снимают сначала верхние фаски, а затем нижние, а уж потом отлогой стамеской без наклона зачищают полученные контуры.

При заоваливании контуров необходимо правильно выявить форму выпуклого элемента так, чтобы он не имел резких очертаний и в то же время не казался плоским. При высоком рельефе сделать это куда как легче, чем при низком, поскольку имеется достаточный запас для скругления контуров.

При проработке рельефа нередко приходится выпол­нять ложкообразные углубления с помощью средних и крутых стамесок. При этой операции левой рукой обхва­тывают стамеску ниже черенка за железку, направляя ее движение, а ладонью правой руки нажимают на черенок. Сначала лезвие стамески врезают в древесину, а затем, постепенно опуская черенок вниз и как бы вывертывая лезвие на фаске, медленно выводят его кверху. Движение стамески при этом очень напоминает черпание ложкой какой-либо желеобразной массы из глубокого и не очень широкого, едва наполненного сосуда. При этом одновременно слегка вращают стамеску слева направо и справа налево с тем, чтобы таким образом с одной стороны снизить усилие резания» а с другой — получить более чистый рез.

Часто встречающейся операцией является также срезание наклонной (пологой) плоскости к фону (лепестки цветов, листья, шишки, пр.). Эту операцию выполняют с помощью отлогой или прямой стамески за два приема: начерно и начисто. Наклонная плоскость может быть как выпуклой, так и вогнутой. Сначала срезают нужный слой, а затем формируют профиль и зачищают плоскость. Направление срезов должно по возможности совпадать с направлением форм орнамента. Так, например, при срезании половинок продолговатых листьев следует срезать древесину длинными резками вдоль листа — от черенка к кончику.

е) Зачистка фона начисто. Зачистку фона начинают с самых больших по площади участков фона прямыми широкими стамесками, держа их почти горизонтально. Стамеской работают вдоль, поперек и под углом к волокнам в зависимости от формы и площади участков фона.

Широкой стамеской зачищают фон везде, где это возможно. В углах орнамента работают уголками лезвия, стараясь не задеть орнамента. В этом случае можно также применять и клюкарзу. В узких местах фон зачищают узкой стамеской. Края фона зачищают движением к центру заготовки.

ж) Выявление мелкого рельефа орнамента заключается в нанесении тонких и мелких выемок и выполняется приемами контурной резьбы с помощью ножа-косячка или церазика.

з) Чеканка фона производится с помощью пуансона (чекана), по которому равномерно ударяют молотком. В рельефной резьбе эта операция применяется довольно-таки редко, хотя выполнение ее несложно. Можно в качестве «чеканящего” инструмента применять и режущие инструменты, с помощью которых можно производить рельефную насечку в виде сеточки, штриховки, создавать «клеванный» рельеф или «ноготковый», о чем уже упоминалось в конце раздела, посвященного технике контурной резьбы.

Теперь, когда вы ознакомились со всеми этапами выполнения плоскорельефной резьбы на дереве, рассмотрим три основных вида плоскорельефной резьбы, о которых мы упоминали в начале этого раздела.

Все о плоскорельефной резьбе

С давних пор принято украшать свой дом и предметы быта различными орнаментами. Самым практичным материалом для этого послужило дерево. Наши предки выявили множество достоинств при работе с древесиной. Главным из них является удобство и простота в обработке. В современном мире изделия из дерева также остаются популярными, а большую ценность имеют сделанные руками. Достаточно распространенная техника резьбы по дереву — плоскорельефная, и ее преимущество в том, что освоить ее может каждый.

Особенности и виды

Резная природа плоскорельефной резьбы — это углубление или выпирание фона примерно на 5-7 мм вокруг орнамента. За счет этого изображение становится объемным и сохраняет высоту рельефных частей, имея одну глубину фона. За основу эскиза берутся различные изображения животных, птиц, растений, человека. Также можно проработать даже самые мелкие детали. Часто такими узорами украшают посуду, предметы быта, мебель, балясины.

При выполнении данной техники принято выделять виды технологии:

  • с подобранным контуром;
  • с подушечным фоном;
  • с выбранным и поднутренным фоном.

Отличить техники друг от друга крайне трудно, т. к для резьбы по дереву характерно плоскостное изображение. Зачастую бывает, что все виды переплетаются в одной композиции.

Инструменты и материал

Совет начинающим в плоскорельефной резьбе — лучше выбрать дерево мягкой породы. К ним относятся: осина, липа, сосна. Более опытные резчики используют твердые сорта древесины: бук, орех, акация, граб.

Для выполнения данного типа резьбы следует приготовить инструменты:

  • напильники;
  • электрическая дрель;
  • линейка;
  • рубанок с лобзиком;
  • нож-косяк с ножовкой;
  • стамеска;
  • циркуль и ластик.

Технология выполнения

Сначала подготавливается материал под резьбу. Древесина должна быть плоской, прострогана и очищена наждачной бумагой. Если фон будет светлый, то его обрабатывают фуганком, а темный закрашивают. Орнамент для изготовления подбирают из специализированных книг, альбомов, журналов, а для точного выполнения применяют кальку или копирку. Новичкам же лучше воспользоваться эскизом, нанесенным непосредственно на саму заготовку.

Нож-косяк — самый главный инструмент резчика по дереву. При работе его держат крепко в руке, направляя лезвие в свою сторону, и с небольшим нажатием выводят орнамент. Нож должен находиться под уклоном. После того как выполнен надрез, делают саму прорезку. Все округления производятся одним углом стамески, с правильно подобранной шириной лезвия. Для изделия с заоваленной резьбой потребуется сначала сделать заготовку, а сам процесс начинается с вырезки фона. В дальнейшем его закругляют.

Все срезы производят только полукруглыми стамесками. Очень важно выдерживать 30 градусов наклона среза.

Технология выполнения резьбы с подушечным фоном схожа с первым видом. Отличается от заоваленной техники лишь тем, что контур находится немного ниже, чем сам узор. Соответственно, объем работы при выполнении такой резьбы значительно больше. Подходит более опытным мастерам. По окончании работы проводится шлифовка наждачной бумагой или мелкой шкуркой. Новичкам же следует начинать с резьбы с подобранным контуром. Такая резьба считается более легкой в выполнении, потому что контур снимается под углом 30-45 градусов наклона к плоскости. В дальнейшем шлифовки не требуется.

При выполнении техники с поднутренным или выбранным фоном отличие от остальных видов в том, что по кругу от основного рисунка делается углубление, и изображение как будто возвышается над основанием.

Чертежи с выбранным фоном используют при изготовлении объемных деревянных композиций. По окончании работы изделие тонируют с помощью различных морилок или красителей. Затем шлифуют наждачной бумагой. Можно покрыть бесцветным лаком.

Плоскорельефную резьбу на производстве выполняют на специальных станках с ЧПУ. В свою очередь, технологии работы станка можно также разделить на 2 типа.

  1. Резьба в теле: фон резьбы находится ниже от вершины изготовления на 4-5 мм, а стенка прорезается 30-60 градусной фрезой. Остальные линии рисунка и декоративная часть прорезаются 90-120 градусной фрезой. Такой тип показан на изображении совы в полете.
  2. Прорезная плоскорельефная резьба. При таком способе основной фон прорезается непосредственно под прямым углом, а наружная стенка резьбы вырезается наполовину или на небольшую часть с помощью 30-60 градусной фрезы. Внешний вид такой техники изображен на подставке.

Несмотря на легкость выполнения работы на станке, следует придерживаться некоторых технических правил. Одним из главных является соблюдение размеров рисунка и подходящие под него фрезы, чтобы при вырезке фона использовать как можно меньше фрез и значительно сократить время на замене рабочего инструмента. Также при формировании рисунка следует соблюдать структуру композиции, его логичность и завершенность. Переплетения должны строго соблюдаться. Для облегчения работы можно использовать эскиз, начерченный от руки, и вывести его через программу CorelDraw.

Посмотреть на плоскорельефную резьбу по дереву можно в видео далее.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector