9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Способы отделки лицевой поверхности древесины

Отделка деревянных поверхностей

Итак, работы по строительству лестницы или другой деревянной конструкции или изделия позади, пришло время покрыть их лаком или полировкой. О том, как выполнить финишные работы по дереву, мы и расскажем.

Перед началом работ нужно произвести зачистку, шлифование, удаление ворса, обессмоливание. От того, насколько тщательно выполнены подготовительные работы, будет зависеть внешний вид изделия.

Зачистка при помощи шлихтика (нож инструмента должен быть хорошо заточен) позволяет получить ровную и гладкую поверхность. С помощью вставок можно исправить дефекты древесины — суковатость или чрезмерное выделение смолы. Материал для вставки подбирают так, чтобы фактура и цвет не отличались от основного массива. Трещины тщательно шпаклюют.

После обработки поверхности ее шлифуют мелкозернистой шкуркой. Пятна от столярного клея смывают чистой водой, жировые пятна обрабатывают бензином.

Затем нужно избавиться от ворса — мелких волокон древесины, которые, поднимаясь во время окраски и покрытия лаком, будут портить внешний вид. Для этого поверхность сначала обрабатывают влажной ветошью (в воду можно добавить столярный клей), чтобы вдавленный в древесину ворс поднялся. Затем поверхность сушат и снимают ворс мелкой шкуркой или циклей. Эти действия повторяют несколько раз. После окончания шлифовки поверхность обметают щеткой и переходят к окрашиванию или лакировке.

Окрашивание прозрачными красками

Красители для деревянных поверхностей и приготовленные на их основе растворы (большинство из них содержит воду) хорошо проникают в древесные волокна. Для равномерного распределения краски поверхность изделия следует предварительно смочить вдоль волокон водой при помощи губки, ткани, пульверизатора.

При использовании морилки нужно помнить, что она по-разному окрашивает различные породы дерева. Если морилкой, в которой содержится растор бихромата калия, окрасить поверхность из дуба, она приобретет темно-коричневый цвет. Если тем же составом покрыть клен, сосну, ель, липу, они окрасятся в желтоватый цвет. Следует учитывать и влажность древесины.

При окрашивании древесины хвойных пород смолистые участки будут особенно хорошо впитывать морилку, в результате изделие получит неравномерную окраску. Поэтому смолу с окрашиваемой поверхности нужно удалить, обработав смолистые места водным раствором кальциевой соды (60 г) и карбоната калия (50 г на литр воды). Остатки смолы после обработки убирают, промывая поверхность чистой водой.

На дерево морилку наносят с помощью щетки или губки. Окрашивают вертикальные поверхности снизу вверх. Для более равномерного нанесения морилки теплый раствор нужно наносить вдоль волокон древесины.

Чтобы защитить покрытие от воздействия окружающей среды, старения, после высыхания древесину лучше покрыть лаком в два слоя. После высыхания первого слоя его зачищают шлифовальной шкуркой и затем наносят второй.

Вощение, лакировка, полировка

Вощение, лакировка, полировка — самые распространенные способы прозрачной отделки дерева. Образующаяся при этом тонкая прозрачная пленка защищает древесину от гниения, разрушения, действия атмосферы. Кроме этого, таким путем можно подчеркнуть фактуру и структуру древесины.

Вощение. Древесина хорошо впитывает жидкости, поэтому перед лакировкой и полировкой изделия грунтуют или покрывают порозаполнителем.

Специальную пасту или грунт из смеси растительных смол или масел наносят на поверхность кистью с короткой и жесткой щетиной или тампонов безворсовой ткани. Восковая паста заполняет все мелкие поры, снижающие прозрачность покрытия. Обработку проводят при комнатной температуре, затем дают древесине высохнуть несколько часов.

Чтобы блеск сохранялся дольше, а грунтовка была стойкой, поверхность древесины покрывают жидким лаком.

Лакировку проводят с применением масляных, спиртовых растворов или нитролаков. Качество пленки лака зависит от числа слоев и способа нанесения. Лаки — растворы естественных или искусственных смол в разных растворителях и в зависимости от типа растворителя, могут быть масляными, алкидными, скипидарными, спиртовыми, нитроцеллюлозными, полиуретановыми и др.

При масляных работах используются масляно-смоляные и безмасляные синтетические лаки. Их применяют для наружных и внутренних работ — покрытия деревянных поверхностей, поверхностей, окрашенных масляной краской,металла.

Для образования матовой пленки наносят 1-3 слоя лака, для матово-блестящей — 3-6 слоев. Время полного высыхания с увеличением слоя растет.

Чтобы поверхность получилась качественная, мало нанести несколько слоев лака. После высыхания первого слоя, его необходимо отшлифовать мелкой шкуркой до абсолютно гладкой поверхности. Затем очистить древесину от пыли и только потом нанести второй слой.

Полировка древесины лучше других способов подчеркивает ее фактуру. Так обрабатываются изделия из мелкопористых пород (орех, клен, ясень, береза, красное дерево). Процесс включает грунтование, полирование, окончательную обработку.

Работы проводят при температуре не ниже 18 град С, в сухом, светлом помещении. При качественной полировке на поверхности не должно быть никаких дефектов.

1. Виды отделки древесины

1. Виды отделки древесины

Столярные изделия отделывают лакокрасочными материалами, предохраняющими их от воздействия окружающей среды. Окрашенные изделия имеют хороший внешний вид, их легче содержать в чистоте, повышается их долговечность.

Виды отделки могут быть разделены на следующие основные группы: прозрачная, непрозрачная, имитационная и др.

При прозрачной отделке поверхность древесины покрывают бесцветными отделочными материалами, сохраняющими или еще более проявляющими текстуру древесины. Применяют ее для отделки мебели и высококачественных строительных изделий: окон, дверей, панелей, изготовленных из древесины ценных пород.

Прозрачную отделку получают лакированием, полированием, воскованием и покрытием прозрачными пленками. При отделке лакированием используют лаки, имеющие в своем составе пленкообразующие вещества в органических растворителях, растворители и др.

Наиболее часто для отделки древесины применяют полиэфирные, нитроцеллюлозные и мочевиноформальдегидные лаки, реже – масляные и спиртовые лаки. Нитроцеллюлозные лаки хорошо сохнут, дают прозрачную, эластичную, прочную и достаточно атмосферостойкую пленку, которая хорошо шлифуется. Лаки на основе мочевиноформальдегидных смол образуют пленку с блестящей поверхностью, достаточно прозрачную. Пленка, образуемая масляными лаками, эластична, прочна, атмосферостойка, но недостаточно декоративна; спиртовые лаки дают пленку с недостаточной прочностью, атмосферостойкостью, слабым блеском. По степени блеска различают покрытия глянцевые, полуглянцевые и матовые.

При восковании, т. е. нанесении на поверхность древесины смеси воска с летучими растворителями (уайт-спиритом, скипидаром), также получается прозрачная пленка, образуемая тонким слоем воска (летучие растворители испаряются в процессе сушки). Восковое покрытие наносят обычно на пористую древесину (дуб, ясень). Пленка из воска мягка, поэтому ее покрывают дополнительно слоем спиртового лака. Восковое покрытие имеет матовую поверхность.

При непрозрачной отделке на поверхности создается пленка, закрывающая цвет и текстуру древесины. Непрозрачную отделку применяют при изготовлении школьной, кухонной, медицинской, встроенной и детской мебели, дверей, окон.

Для получения непрозрачного покрытия используют масляные, нитроцеллюлозные, алкидные, перхлорвиниловые, водоэмульсионные краски и эмали.

При окраске эмалями с большим содержанием пленкообразующих веществ получаются глянцевые покрытия, с меньшим количеством – полуглянцевые, а при окраске масляными красками – матовые.

Имитационной отделкой улучшают внешний вид изделий, изготовленных из древесины, текстура которых не отличается красивым рисунком. Основными методами имитационной отделки являются глубокое крашение, напрессовка текстурной бумаги с рисунком древесины ценных пород, отделка шпоном, пленками, листовым пластиком.

Отделка поверхности методом аэрографии заключается в нанесении краски аэрографическим пистолетом с созданием рисунка (по трафарету). Посредством аэрографии на поверхности можно нанести рисунки с плоскостным (орнаменты) и объемным изображением.

Ламинирование – один из видов имитационной отделки и состоит в облицовывании древесностружечных или древесноволокнистых плит бумагой, пропитанной синтетическими смолами. При прессовании плит, покрытых бумагой, между металлическими прокладками при давлении 2,5–3 МПа и температуре 140–145 °C на плитах получается гладкая и блестящая поверхность.

Эксплуатационные качества лакокрасочных покрытий должны обладать рядом физико-механических свойств: адгезией с древесиной, твердостью, тепло-, свето– и водостойкостью. Эти свойства имеют существенное значение в условиях эксплуатации изделий. Они определяются качеством лакокрасочных материалов, условиями их нанесения, сушки покрытий.

Под адгезией понимают прочность сцепления лакокрасочного покрытия с поверхностью древесины, под твердостью – сопротивление лакокрасочного покрытия проникновению в него более твердого тела.

Водостойкость – способность покрытия противостоять воздействию воды на поверхность изделия. Она играет очень существенную роль при эксплуатации столярных изделий (оконных блоков, наружных дверей) в условиях переменной влажности.

Лакокрасочные покрытия должны быть теплостойкими, т. е. не разрушаться при нагревании солнечными лучами или другими источниками теплоты. Кроме того, они должны быть эластичными, так как при изменении атмосферных условий лакокрасочные покрытия усыхают или набухают, вследствие чего образуются трещины, покрытия сморщиваются или отслаиваются.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Способы отделки лицевой поверхности древесины

Отделкой древесины называют любую обработку ее поверхности, которая улучшает внешний вид изделий или защищает их от непосредственного влияния внешней среды. Художественной отделкой придают предмету наиболее красивый и выразительный вид. Улучшение внешнего вида изделий достигается также путем различных видов художественной обработки самой древесины: резьбой, тиснением, выжиганием, облицовкой различными декоративными материалами, например набором облицовочной фанеры (инкрустация), текстурной бумагой, полимерными материалами, тканями, фольгой (тонкими листками металла) и т. п.
Для отделки древесины используют грунты, замазки, шпаклевки, краски, эмали, лаки, политуры. Все виды отделки деревянных изделий делят на следующие группы: столярную, малярную и имитационную.
Столярная отделка сохраняет природную текстуру (рисунок) древесины, подчеркивает и усиливает ее. Столярную прозрачную отделку производят восковыми составами, лаками, политурами и сухими смоляными отделочными пленками. В зависимости от применяемого материала виды отделки называют: восковой, лакирование, полирование и панелирование.
Восковую отделку производят в теплом помещении. На подготовленную поверхность наносят слой восковой мастики. Когда поверхность пропитается мастикой, ее растирают щеткой или сукном до блеска, усиливают блеск протиркой бархоткой и закрепляют это невлагостойкое покрытие нанесением одного слоя лака или политуры. Восковую мастику приготовляют путем смешивания расплавленного воска со скипидаром или лаковым керосином (уайт-спиритом). Восковые покрытия придают поверхности крупнопористой древесины ровный глубокий мягкий глянец, который при необходимости нетрудно восстановить протиранием щеткой или суконкой.
Лакирование — на поверхность, подготовленную к прозрачной отделке, наносят несколько слоев (покрытий) лака. В зависимости от состава лака различают лакирование спиртовыми, масляными и нитроцеллюлозными лаками. Спиртовые лаки обычно наносятся 2-3 раза с промежуточной сушкой в течение 2 ч при 18-20°. Нижние слои шлифуют шкуркой № 180. Масляный лак наносят два раза с промежуточной сушкой не менее 8 ч при 18-20°; шлифуют перед последним покрытием. О лаке, используемом при изготовлении наших дверей, читайте в разделе технология изготовления дверей.
Гладкость и блеск лаковых покрытий можно повысить путем нанесения способом полирования одного слоя политуры спиртовой, щелочной или нитроцеллюлозной.
Полирование придает поверхности зеркальную гладкость и блеск. Полирование осуществляют различными способами: столярным, полуполированием, располированием и панелированием. Собственно полированием в деревообработке является только столярное полирование, сущность которого заключается в том, что на тщательно подготовленную поверхность наносят политурный покров, имеющий очень небольшую толщину. Процесс полирования длителен, поэтому его применяют лишь для отделки изделий высшего класса (например, предметов художественного значения, мебели).
Панелирование заключается в том, что на сухую, хорошо отшлифованную поверхность наклеивают с помощью горячего прессования лист смоляной мочевино-меламиновой или фенолоформальдегидной пленки. Такое отделочное покрытие по влагостойкости, теплостойкости и твердости значительно превосходит отделку полированием, но внешний вид панелированной поверхности не имеет той глубины и игры текстуры древесины, которые свойственны столярному полированию.
Малярная отделка — нанесение на поверхность непрозрачных (укрывистых) цветных пленок — красок и эмалей. Данной отделке подвергают изделия, изготовленные из древесины мягких пород или недекоративной по текстуре. Применяют для дверных и оконных блоков, панелей, деревянных лестниц, полов, мебели. В зависимости от условий эксплуатации изделий, условий производства и требований потребителя укрывистую отделку осуществляют клеевыми, эмульсионными, масляными и эмалевыми красками. Нанесение красочных покрытий в мелких производствах и при монтаже делают вручную (кистями), а в массовых и серийных производствах — распылением, окунанием, вальцеванием на станках.
Водными составами клеевых и эмульсионных красок окрашивают изделия, предназначенные для службы в сухих помещениях. Технологический процесс отделки состоит из операций шпаклевания, шлифования, грунтования, отбелки и нанесения колера.
Масляными и эмалевыми красками покрывают поверхности предметов, предназначенных для работы на открытом воздухе или в условиях переменной температуры и влажности. Гладкость и зеркальный блеск придают путем располировки. Технологический процесс окраски масляными красками и эмалями состоит из операций грунтования, шпаклевания и не менее чем двукратной окраски. Необходима промежуточная сушка и шлифование, а иногда и выправка (подмазка) после нанесения первого красочного покрытия.
Имитационная отделка — это искусственное воспроизведение текстуры, несвойственной отделываемой породе. Красивой текстурой обладают дуб, орех, красное дерево и др. Однако запас древесины этих пород небольшой и поэтому ее используют обычно лишь в виде тонкой облицовочной фанеры. Процесс фанерования (оклейки изделий фанерой) трудоемок и значительно удорожает стоимость изделий, поэтому в производстве мебели, а также в строительстве для внутренней отделки взамен фанерованию широко используют различные способы нанесения на поверхность новой текстуры, сходной по их наружному виду с текстурой перечисленных пород.
Облицовка текстурной бумагой. Текстурную бумагу выпускают с рисунками, имитирующими пенные породы дерева. Изготовляют ее на печатных машинах. На поверхность древесины текстурную бумагу приклеивают различными клеями. Процесс оклейки и отделки осуществляется одновременно путем горячей запрессовки текстурной бумаги на каком-либо основании между двумя смоляными пленками (фенолоформальдегидными или мочевино-меламиновые).
Облицовка шпоном и фанерой. Например, межкомнатные двери, производимые компанией «Владимирская фабрика дверей», облицовываются шпоном. Для такого вида облицовки применяют лущеный шпон, клееную и строганную фанеру. Оклейку производят непосредственно по основанию, которым служит щит из обвязок, образующий подрамник. Горячий клей наносят ровным, не очень тонким слоем на подогретую поверхность. Наложенный шпон или фанеру к основанию прижимают струбцинами. Бели оклейку производят несколькими кусками шпона или фанеры, то, прифуговав кромки, их укладывают вплотную друг к другу и склеивают. При оклейке криволинейных поверхностей предварительно подготавливают шаблон соответствующей формы.
Имитация под ценные породы дерева. Поверхность древесины очищают, зачищают, шлифуют и окрашивают масляной краской, которая по цвету подходит к основному фону имитируемого дерева. Когда краска высохнет, на нее накладывают густую краску в цвет жилок и волокон. Затем эту краску гребенками снимают, так чтобы оголить нижний слой краски и получить на поверхности рисунок имитируемой древесины. Другой способ получения рисунка древесины — печатание с резинового валика, имеющего на поверхности выпуклый рисунок жилок. Третий способ — отпечаток наносится с непростроганной доски, т. е. гладко выстроганную доску окрашивают в цвет жилок и сразу же на нее накладывают доску, с которой предполагают сделать отпечаток, при этом краска ляжет на выступающие слои. Полученный отпечаток подправляют от руки.
Аэрография в отделке древесины представляет собой усовершенствованный способ ручной имитации под текстуру ценных пород древесины. Вместо применяемых при ручной разделке различных кистей, гребешков, губок и других инструментов в процессе аэрографии пользуются только распылителем-аэрографом. Раствор красителя струей сжатого воздуха, выходящего через сопло распылителя диаметром 0,4-1,2 мм при давлении 1,5-2,0 ат, подается на обрабатываемую поверхность, причем художественное качество имитации зависит от подбора красок и от умения и навыка исполнителя. Способом аэрографии наиболее удобно имитируется ленточная (орех, красное дерево), пламеобразная и крапчатая (чинар) текстуры.
Акваграфия. Известно, что, растекаясь по поверхности воды, жидкости (масло, нефть), имеющие массу меньше единицы, образуют различные узоры. Добавляя в такие жидкости различные краски, на поверхности воды получают цветные рисунки мрамора, гранита и др. Сущность акваграфии состоит в том, что в ванну с водой наливают различные красящие составы, расплывающиеся в виде неопределенного рисунка. Рисунок обогащают набрызгиванием дополнительных красок. Колебанием ванны на поверхности воды образуются волны, придающие рисунку вид годичных колец древесины. На поверхность накладывают и сразу же снимают изделие, предназначенное к окраске.
Таким способом можно наносить рисунок на бумагу, фанеру, бетон, железо, стекло и другие материалы. Рисунок можно печатать не только на плоскости, но и на любых сложных поверхностях. При печатании рисунка надо обращать внимание на то, чтобы не было защемленного воздуха, так как в этих местах поверхность останется без окраски. После того как вся окрашиваемая поверхность получит соприкосновение с водой, материал вынимают и помещают для сушки, затем поверхность лакируют и полируют. Сходство имитаций акваграфией с натуральной текстурой древесины ценных пород лишь приближенное, что ограничивает применение этого вида имитации.
Морение (крашение) древесины отличается от окраски тем, что оно окрашивает дерево не только поверхностно, но и на глубину (до 0,5 мм). Морилки должны представлять собой цветные жидкости, но не цветные суспензии. Перед морением поверхность циклюют, смачивают для поднятия ворса, шлифуют, высушивают, выдерживая его 3-4 суток в сухом и теплом месте, и лишь потом приступают к морению. Морение осуществляют равномерным смачиванием всей поверхности водными красящими растворами, наносимыми распылением или погружением. Глубокое крашение осуществляют различными способами, например, путем обработки заготовок в автоклаве, в котором создается повышенное давление, в пределах 8-10 ат.
При морении марганцовокислым калием и раствором двухромо-вокислого калия получают коричневый цвет; известковым молоком, сульфамином, уксуснокислым кобальтом — красный; серной кислотой — черный; уксуснокислым железом — синий; уксусной кислотой с добавлением древесноуксусного железа — зеленый; железным купоросом и серной кислотой- оливково-зеленый.
После крашения древесину осторожно шлифуют и после просушки поверхность лощат, т. е. протирают коком волоса, грубым сукном или войлоком.

© 2002-2020 Все права защищены

В зависимости от модели и комплектации двери: фурнитура, замки, внешний вид, могут отличаться по виду от изображенных на сайте. Оттенок цвета реальной двери может отличаться от представленного на сайте в связи с техническими возможностями цветопередачи. Наличие моделей уточняйте у менеджеров Вашего региона.

ОТДЕЛКА ДЕТАЛЕЙ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ И ДРЕВЕСНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Виды отделок столярных изделий. Отделку древесины производят с целью придания столярному изделию привлекательного вида и дополнительных защитных свойств. Существуют следующие виды отделок: прозрачная, непрозрачная, имитационная, специальная.

Прозрачную отделку с сохранением или усилением проявления текстурного рисунка древесины получают путем воскования, лакирования масляными, спиртовыми, нитроцеллюлозными, полиэфирными и мочевинноформальдегидными лаками, полированием. Все виды прозрачных покрытий применяют как по естественной, так и по тонированной поверхности древесины.

Непрозрачная отделка, скрывающая текстуру древесины, достигается покрытием поверхности масляными и нитроцеллюлозными красками и эмалями. Для отделки декоративных деревянных изделий применяют также золочение и бронзование.

Имитационная отделка позволяет улучшить декоративные свойства древесины неценных пород для придания ей вида древесины ценных пород или других материалов. Основными способами получения имитационной отделки являются: глубокое крашение, нанесение рисунка текстуры древесины ценной породы, облицовка древесины различными материалами.

При специальной отделке на поверхность древесины наносится отделочный слой металла (металлизация), расплавленной смолы и других материалов, а также выполняются различные декоративные работы непосредственно на поверхности древесины (резьба, тиснение, инкрустация, выжигание).

Отделочные материалы, применяемые для отделки древесины. Для отделки поверхности древесины применяют лакокрасочные материалы (краски, лаки, олифы) и вспомогательные вещества (разбавители, растворители, сиккативы).

Лакокрасочные материалы представляют из себя многокомпонентные составы, способные при нанесении тонким слоем на поверхность изделий высыхать с образованием тонкой пленки. Применяются для получения защитных и декоративных покрытий.

Пленкообразующие вещества являются основными компонентами лакокрасочного материала. Они способны к реакциям поликонденсации или полимеризации. К поликонденсационным пленкообразующим веществам относятся алкидные (глифталевые или пентафталевые) и другие полиэфирные смолы, а также фенолформальдегидные, эпоксидные и полиуретановые смолы.

К полимеризационным пленкообразующим материалам относятся смолы на основе винилхлорида, акрилатов, метакрилатов. В качестве пленкообразующих используются природные смолы (канифоль, асфальта, битумы, пеки), эфиры целлюлозы (нитрат, ацетат) и окисленные масла (льняное, тунговое, талловое), называемые олифами. Олифы на воздухе окисляются и полимеризуются до твердого состояния. Для ускорения полимеризации в олифы добавляют катализаторы — сиккативы.

Лаки представляют из себя растворы пленкообразующих веществ в органических растворителях.

Краски, грунтовки, шпаклевки являются суспензией пигментов и наполнителей в лаках или олифах. Они могут содержать специальные добавки — пластификаторы, сиккативы, отвердители, стабилизаторы и эмульгаторы.

Краски, изготовленные на лаках, называются эмалями, а изготовленные на основе олифы — масляными.

Для оклейки или горячего прессования на поверхность изделий из древесины используют листовые и рулонные материалы на основе бумаг, тканей, синтетических смол, металлов, композиционных материалов.

Технология и оборудование для отделки древесины. Технологический процесс отделки древесины состоит из следующих этапов:

  • • столярная подготовка поверхности древесины к отделке;
  • • нанесение лакокрасочного покрытия;
  • • облагораживание лакокрасочного покрытия.

Технологический процесс непрозрачной отделки практически не отличается от производства прозрачной отделки. Различие технологических процессов состоит в подготовке поверхности к отделке и в применяемых при отделке материалах.

Для получения непрозрачной отделки шероховатость поверхности изделия должна быть не ниже 10-го класса по ГОСТу 7016—75. Для непрозрачной отделки используются составы более густые, полностью закрывающие текстуру древесины. При прозрачной отделке применяются составы, усиливающие текстуру древесины, из которой изготовлено изделие.

Существуют следующие способы нанесения лакокрасочного покрытия:

Распыление лакокрасочных изделий может быть ручным и механизированным. На предприятиях ручной способ распыления производит рабочий, передвигающий распылитель внутри специально оборудованной камеры, предохраняющей отделочные помещения от загрязнения в них воздуха лакокрасочным туманом, образующимся при работе распылителей установки с необходимой скоростью.

Механизированный способ распыления лакокрасочных материалов применяется в автоматических и полуавтоматических линиях отделки с использованием распылительных форсунок, работающих в автоматическом режиме.

Также применяются следующие способы нанесения лакокрасочных составов методом распыления: с безвоздушным распылением и распылением в электростатическом поле.

Метод безвоздушного распыления основан на применении форсунок с соплом диаметром 0,3—0,5 мм, к которым под давлением до 4,5—6 МПа поступает нагретый до 70—100°С лакокрасочный материал.

При выходе из форсунок происходит падение давления, легколетучая часть растворителей, входящих в состав лакокрасочного материала, испаряется. В результате чего он разделяется на мельчайшие частицы, которые оседают на отделываемой поверхности.

Метод распыления лакокрасочных составов в электростатическом поле применяется при отделке решетчатых изделий и изделий других сложных форм.

Метод основан на принципе придания обрабатываемой поверхности положительного электрического заряда, а отделочному составу — отрицательного, что обуславливает притяжение отделочного состава к отделываемой поверхности благодаря противоположно заряженным частицам.

Для получения качественного покрытия данным способом необходимо, чтобы электрическое сопротивление отделочного состава находилось в пределах от 1 до 10 МОм и его компоненты были равномерно электрически заряжены. Поэтому отделочные составы, предназначенные для электростатического распыления, не должны содержать воду и металлы.

Способ окунания применяют для окрашивания деталей из массивной древесины. При окрашивании методом окунания изделия погружают в ванну с раствором красителя, подогретым до 50—70°С на 20—30 с.

При этом скорость извлечения изделий из ванны во избежание образования подтеков небольшая. После этого изделия размещают над сеткой для отекания избыточного раствора с поверхности, а затем протирают ее влажным тампоном.

Способ наката осуществляется механическим путем при помощи вальцовых станков. Например, станок ПКБ ММСК-1 для нанесения красителя вальцами состоит из станины, подающего рольганга, четырех наносящих и четырех дозирующих вальцов, трех растирочных колодок, барабана для очистки окрашенной поверхности, емкости для раствора красителя, четырех коллекторов, прижимных роликов и поддона.

Метод наката также применяется при нанесении лакокрасочных составов в установках с вращающимися барабанами. Данная установка работает следующим образом: металлический барабан, через боковые стенки которого проходит горизонтально расположенный вал, соединенный с приводом, на 3/4 объема загружают отделываемыми деталями. После чего в него заливают необходимое количество лакокрасочного состава (из расчета до 150 г на 1 м 2 отделываемой поверхности). При вращении барабана со скоростью 35—45 об/мин и постоянном перемешивании и перемещении находящихся в нем деталей лак равномерно наносится на них. Вращение барабана продолжается до полного высыхания лака.

Метод лаконалива состоит в создании форсунками (наливочными головками), входящими в состав лаконаливных машин, завесы лака. Отделываемые детали, проходя через нее, покрываются тонким ровным слоем лакокрасочного материала. По ширине захвата лаковая завеса должна быть больше ширины отделываемой детали. Лаконаливные машины по конструкции бывают одно-и двухголовочные.

При сушке готового столярного изделия жидкий слой лакокрасочного материала превращается в твердое покрытие. Скорость отвердевания зависит от вида лакокрасочного материала, толщины слоя, метода сушки, параметров сушильного агента.

Отвердение нанесенных различными методами покрытий в зависимости от применяемого состава может происходить в результате:

  • • испарения летучих растворителей из жидких лакокрасочных составов;
  • • химических реакций;
  • • расплава и охлаждения лакокрасочных составов.

Сушка лакокрасочных покрытий может быть естественной и искусственной. При этом искусственная сушка подразделяется на конвекционную, сушку накопленным теплом и терморадиационную.

При конвекционной сушке происходит сушка изделий нагретым воздухом в камерах периодического действия или проходного типа с температурой воздуха 40—60°С для нитролаковых покрытий и 60—80°С для полиэфирных лаков.

Сушка производится в несколько стадий при следующих температурных режимах:

Скорость циркуляции сушильного агента — 0,5—1 м/с.

Для сушки лакокрасочных покрытий конвекционным способом применяют сушильные установки типа ПКБ ММСК-1. Циркуляция воздуха в данной установке обеспечивается вентилятором, а нагрев — пластинчатыми калориферами.

Сушка накопленным теплом заключается в том, что отделываемые детали предварительно нагреваются, а затем на них наносят лакокрасочный состав. Тепло, содержащееся в древесине, передается лаковому покрытию с нижележащих слоев к верхним и способствует быстрому его высыханию.

Терморадиационная сушка заключается в облучении лакокрасочных покрытий инфракрасными лучами, образуемыми лампами накаливания, панелями и излучателями различного типа. Принцип действия данного метода заключается в том, что инфракрасные лучи длиной 1—4 мкм проникают через жидкий слой лака, разогревая древесину. Разогретая древесина отдает тепло лаковому покрытию со стороны нижних слоев, высушивая его.

Облагораживание лакокрасочных покрытий заключается в устранении неровностей лакокрасочных покрытий и местных дефектов. Данная технологическая операция выполняется методом шлифования.

Шлифование бывает сухое и мокрое, промежуточное (после нанесения слоев лакокрасочного материала), выравнивающее. Шлифуют покрытия на ленточных шлифовальных станках типа ШЛПС и виброшлифовальных типа ШЛВ2.

После выравнивания покрытий шлифованием на отделываемой поверхности могут оставаться абразивные риски глубиной до 3 мкм. Их устранение достигается путем применения полирования на ленточных или барабанных станках с применением пасты № 290 (жидкой или твердой).

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector